Posted 27 июня 2012, 20:00
Published 27 июня 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:32
Updated 8 марта, 05:32
До вчерашнего дня пункты 1 и 2 статьи 29, а также пункты 2 статей 31 и 32 Гражданского кодекса РФ предусматривали лишь полное лишение гражданина дееспособности, если он имеет психологическое расстройство. Но в среду КС предписал федеральному законодателю «до 1 января 2013 года внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими».
Поводом для рассмотрения этого сложного вопроса Конституционным судом стало «дело Ирины Деловой», которую в 2010 году суд признал недееспособной и лишил возможности самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в частности пенсией. Опекуном заявительницы сейчас является администрация психоневрологического интерната. Однако женщина утверждает, что степень ее психического расстройства не угрожает правам и законным интересам других лиц, а кроме того, она в состоянии сама распоряжаться своей пенсией и не хочет, чтобы в ее личную жизнь вмешивался кто-либо со стороны.
Недееспособность Ирины была признана судом по инициативе руководства интерната (ее сегодняшнего опекуна) на основе диагноза, связанного с умственной отсталостью. Однако женщина полагает, что это нарушает ее права. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) со ссылкой на юридическую службу общественной благотворительной организации «Перспективы» сообщает, что Ирина самостоятельно научилась решать многие бытовые и хозяйственные вопросы – расходовать пенсию, покупать продукты и одежду. Врачи же интерната, как сообщает РАПСИ, утверждают, что эти навыки появились у нее только в последнее время.
Теперь «дело Ирины Деловой» должно быть пересмотрено с учетом вчерашнего постановления КС.
Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, врач-психиатр Михаил Виноградов заверяет, что существующую в России практику признания пациентов полностью недееспособными давно пора было прекратить. «Во всем мире существуют понятия ограниченная, частичная или неполная дееспособность или вменяемость, – рассказывает г-н Виноградов «НИ». – Одно дело, если человеку кажется, что за ним кто-то следит, и вдруг он видит врага в обычном прохожем и нападает на него. Если же ему кажется, что за ним следят, а он хочет купить себе бутылку молока – это другое. В первом случае он невменяем, во втором вменяем. Человек тогда вменяемый, когда действия, которые он совершает, не входят в структуру его бреда».
По мнению собеседника «НИ», в России давно нужно дать возможность людям с ограниченными интеллектуальными способностями самим распоряжаться своими сбережениями, имуществом, чтобы им было гарантировано невмешательство в их частную жизнь. Правда, как говорит г-н Виноградов, чтобы никто не злоупотреблял их положением, крупные сделки, например с недвижимостью, должны заключаться под контролем психиатра. «Мы слишком жестко вторгаемся в жизнь пациента, и не всегда правомерно», – заключает эксперт.