Posted 27 июня 2012, 20:00

Published 27 июня 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

Актер Андрей Мерзликин

27 июня 2012, 20:00
В российской программе ММКФ на днях был представлен фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов», в котором Андрей Мерзликин сыграл Григория Отрепьева, а совсем недавно на «Кинотавре» состоялась премьера картины Михаила Сегала «Рассказы», где актеру досталась роль циничного организатора свадеб и прочих торжеств. Несмотря н

– Фильм «Рассказы» Михаила Сегала возник из короткометражки «Мир крепежа», где у вас главная роль. А теперь вы сами представили на суд свой режиссерский дебют…

– Короткометражка «Мир крепежа» – это уже прошлое, а в этом году картина «Рассказы» выросла до взрослого масштаба. Мне приятно поддержать этого талантливого режиссера. Все остальные новеллы Михаила Сегала, вошедшие в картину, я читал, и мне было любопытно, как они преобразятся в формате видео. В результате увиденного, я убедился в том, что Михаил не только – один из самых талантливых драматургов современности, но он умудряется с помощью своей драматургии привносить что-то новое в кинематограф. Для меня этот синтез – высшее проявление творческого человека. Для своей короткометражной картины я обратился к Михаилу как к сценаристу, полагая, что он это сделает гораздо лучше меня. Как говорится, сапоги должен шить тот человек, который всю жизнь шьет сапоги. В силу того, что Михаил очень ценит ясность и точность мысли во всем, мне пришлось сформулировать, что я от него жду и что хочу получить. Через неделю Михаил подарил мне синопсис будущей картины. А для монолога главного героя компьютерщика мы обратились за помощью к специалисту в этой области.

– Не решились в своем фильме «GQ» сами сыграть главную роль?

– В наше время кастинг на роли – одна из самых важных позиций в кино, и он мог бы стать для меня камнем преткновения, но, к счастью, Константин Юшкевич быстро отозвался на мое предложение. Пожалуй, я провел кастинг только на одну роль – портье гостиницы, которую сыграла Алена Константинова. В одном эпизоде пришлось сыграть самому, а в финале в кадре появляется и моя жена Аня, хотя она не актриса.

– Герой Константина Юшкевича в вашем фильме становится жертвой компьютерной зависимости, и в прямом смысле без связи с Интернетом не доживает до утра. Считаете Интернет реальной угрозой?

– Интернет – разновидность проблемы нашей зависимости от какой-либо страсти. Просто эти зависимости меняются в связи с возрастом человека, его принадлежностью к той или иной эпохе…

– Возможно, люди становятся рабами Интернета из-за своего одиночества? Герой вашего фильма с виду спокойный человек, не склонный к пустой болтовне…

– Для меня молчание – мука. Я очень эмоциональный, импульсивный, тогда как герой моего фильма – сдержанный, замкнутый, в чем-то даже скрытный. Не думаю, что темперамент человека напрямую связан с его увлеченностью Интернетом.

– Ваш герой в фильме «Рассказы» – организатор свадеб и других праздников – циник до мозга гостей. Помимо этого, он взял на себя роль этакого Мефистофеля, искушающего будущих молодоженов. Вы черпали приемы для работы над ролью из личного опыта?

– Мой личный опыт в работе над ролью для меня не главное. Хотя уверен в том, что каждый человек на планете обладает полным набором грехопадений. Каждый и предавал, и его искушали. Важнее процесс создания образа, который лежит в основе – как дети должны зачинаться в любви, так же и фильмы, и спектакли.

– Между вами и вашими героями большая разница?

– Конечно. Мои работы в кино и в театре – игра. При этом я четко различаю актерскую игру и лицедейство. Вот лицедеев раньше церковь хоронила за кладбищенской оградой, считая их слугами дьявола. Но если творчество актера подвигает на духовные размышления, если оно заставляет зрителя задуматься, если оно имеет духовную направляющую, то это другое дело.

– Андрей, до учебы во ВГИКе вы получили два диплома – радиотехника космического машиностроения и экономиста – и только в 24 года первый раз снялись в короткометражке... Не жалеете, что ваши знания не находят применения в актерской профессии?

– Актерская профессия – невероятно интересная. Если начинаешь анализировать, то даже не верится, с какими величинами тебя сталкивает судьба. Каждая встреча с мастером пусть даже непроизвольно воспитывает тебя, влияет на формирование, делает в итоге лучше. Я люблю свою профессию, во-первых, за то, что люблю играть, во-вторых, что происходит смена обстановки, в-третьих, за встречи с замечательными людьми. Даже некоторые из них становятся твоими друзьями. А знания никогда лишними не бывают. Когда я работал над своим фильмом «GQ», то обращался за помощью к специалистам по компьютерам, чтобы все было правдоподобно. Может, когда буду снимать фильм о космонавтах или играть космонавта или конструктора, то мне пригодится мое первое техническое образование.

– Вы быстро переключаетесь, «выходите из образа» или же герой долго «не отпускает» вас от себя?

– Когда я прихожу домой, то перестаю быть персонажем. Когда выходишь со сцены, не надо забывать «выходить из образа», иначе это закончится патологией. Было бы странно, если бы во время съемок фильма «Бумер» я ходил по улицам и общался с друзьями, как Димон Ошпаренный. Площадка – это площадка, а жизнь есть жизнь, но у каждого актера своя кухня. В свое время великий Лоуренс Оливье сказал Дастину Хоффману, когда тот, вживаясь в образ бомжа, полгода с ними жил, питался с мусорки, обзавелся вшами: «Простите, вы это играть не пробовали?» Оливье тоже предстояло сыграть подобную роль опустившегося человека, но при этом он в отличие от Дастина Хоффмана ходил с маникюром, как денди. Важен конечный результат, а не то, как актер его достигает. Я преклоняюсь перед Женей Мироновым, перед Владимиром Машковым, которые показывают высокую степень понимания актерской профессии, делают все возможное, чтобы повысить планку профессии, которая в последнее время очень снизилась. Не секрет, что в последнее время актерами называют всех, кто появился в телевизоре.

Подпишитесь