Posted 26 июня 2012, 20:00
Published 26 июня 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:33
Updated 8 марта, 05:33
Как заявила журналистам Татьяна Яковлева, на сегодняшний день уже разработаны единые стандарты лечения практически всех заболеваний, а как раз в данный момент Минздрав работает над едиными стандартами профилактики и реабилитации наркоманов.
Главный нарколог России Евгений Брюн считает, что речь тут идет главным образом о единых стандартах для негосударственных структур. При этом он говорит, что процент тех, кто обращается к частным врачам, просто несопоставим с числом обращений в государственные медучреждения. «Пока трудно говорить о серьезной помощи частных клиник в лечении наркоманов, – констатирует «НИ» г-н Брюн. – У них очень дорогие программы, и охват получается единичный. В государственных же учреждениях только в одной Москве стационарное лечение и реабилитацию проходят 36 тысяч человек в год».
Руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава Александр Немцов соглашается с этим. «Действительно, частники при лечении «дерут» деньги, но в итоге ни за что не отвечают, и доверять им опасно, – заверяет «НИ» г-н Немцов. – Из-за высоких цен на лечение врачи зачастую идут на поводу у пациентов и их родственников, что не на пользу самому лечению. Поэтому мотив у правительства понятен – они не могут контролировать частное лечение. Ну и, конечно, такое лечение может позволить себе лишь очень небольшое количество наркоманов». Статистики же, касающейся лечения в частных клиниках, как сказал нам Александр Немцов, просто не существует, в то время как в государственных она намеренно занижается. По весьма приблизительной оценке нашего собеседника, число лечащихся в негосударственных структурах может составлять примерно 10% от общего количества наркоманов, которые получают медпомощь.
Член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко удивляется, что Татьяна Яковлева сегодня фактически выступает против того закона, в принятии которого она принимала участие в прошлом году, будучи тогда заместителем председателя фракции «Единой России» в Госдуме. «По этому закону платная медицина может существовать вне стандартов, – напоминает «НИ» г-н Старченко, – Я, конечно, разделяю озабоченность по поводу негосударственных центров, но тогда создайте надежную систему контроля над ними. Ведь в государственных клиниках люди боятся лечиться, так как они полностью информационно открыты для всех, в том числе и для правоохранительных органов, которые через много лет, например, могут припомнить человеку его «наркоманское» прошлое». Кроме того, правозащитник не понимает, что имеет в виду г-жа Яковлева, разделяя понятия «лечение» и «реабилитация». Это, как считает г-н Старченко, одно и то же.
Того же мнения придерживается и психиатр-нарколог, зампредседателя международной Лиги трезвости и здоровья Олег Новиков. «Сколько бы Евгений Брюн ни говорил, что в государственных клиниках ничего не фиксируется, никто этому не верит, и люди там лечиться боятся, – рассказывает он «НИ». – Вся наркология политизирована. Так же, как и психиатрия у нас продолжает оставаться карательной». Что же касается понятия «реабилитация», г-н Новиков тоже уверен, что это синоним термина «лечение»: «Профилактика есть первичная (работа с группой риска) и вторичная (работа с человеком, который уже принимает наркотики). А реабилитация – это уже лечение наркомана».
При этом врач признает, что сама идея замминистра Татьяны Яковлевой хорошая, так как любым делом должны заниматься специалисты. Правда, вот как будет реализовано начинание – большой вопрос. Пока же, по мнению г-на Новикова, идет обычная конкурентная борьба между государством и частниками.
Напомним, что заявление Татьяны Яковлевой было сделано на фоне последнего скандала вокруг екатеринбургского фонда «Город без наркотиков», занимающегося лечением наркоманов. По заявлению одного из пациентов фонда, вчера против этого медучреждения было возбуждено уголовное дело по статье 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы», которое стало уже вторым за последнее время: на прошлой неделе в отношении фонда «Город без наркотиков» завели уголовное дело о побоях.