– Виктор, вы часто работаете с актерами из разных театральных коллективов. Чувствуется ли в работе принадлежность к разным школам?
– Нет сейчас никаких театральных школ и систем. Все это старые мифы, выдумки, иллюзии, в которые еще кто-то верит, и распространяет эти легенды остальным. Наверняка приятно осознавать себя частью большой группы, системы, а не одиночкой. Увы, школ сегодня нет, а есть – тон. «Фоменки» могут быть похожи друг на друга потому, что они существуют в определенном «тоне». Это не мое слово, это Станиславский говорил. Тон – что-то вроде настройки души, голоса…И тогда группа настроена в одном ключе. Бывает, и, увы, часто, что играют одни звезды, а спектакля нет, то есть нет общего тона.
– Ваша картина «Упражнения в прекрасном» получила приз на фестивале «Улыбнись, Россия» как «самая ироничная комедия». В этом фильме вы создали замечательный актерский ансамбль. Значит, для вас тоже важна одна тональность, команда и взаимодействие?
– Специально ансамбля для этого фильма я не создавал. Со всеми актерами картины «Упражнения в прекрасном» я знаком много лет. Исключение – молодая актриса Ксения Радченко, но и по сюжету фильма она «новенькая» и выпадающая из ансамбля. С остальными у меня длительные человеческие связи. На сцене «Под крышей» театра Моссовета уже несколько лет мы играем спектакль «Упражнения в прекрасном». Поэтому в работе над фильмом у нас не было новостей в отношении друг друга. Мы уже были неким ансамблем.
– В вашем спектакле «Игра в правду» в одной из главных ролей – Гоша Куценко. Почему вы пригласили именно этого актера, ведь он скорее артист киношный, нежели театральный? Для сцены у него недостаточно четкая дикция, слишком резкие движения…
– Назовите мне идеальных российских актеров, если они вам известны? Чтобы у него были хорошие природные данные и чтобы он правильно занимался своей профессией? Ну хотя бы несколько… Лично я не знаком ни с одним идеальным актером. Если кто-нибудь мне скажет, где они – высокие, красивые, с глубокими голосами, танцевальностью – базируются, – я пойду их искать? Если честно, для меня остается большой загадкой, почему одни актеры становятся очень известными, а других никто не знает. Мне кажется, достаточно сняться в нескольких фильмах, а потом зацепиться за крупную кинокомпанию – и актерская карьера обеспечена. Что касается моего выбора, то он больше основан на том, насколько мне интересно работать с актером.
– На пресс-конференции кинофестиваля вы сказали, что в театральные вузы сегодня поступают, руководствуясь одним желанием – стать знаменитыми и любимыми, а вот о служении профессии, о театре – мало кто думает? Но я, наблюдая за абитуриентами, видела другую картину. Кстати, приемным комиссиям театральных вузов, поверьте, есть из кого выбрать – близких к идеалу актеров? Вот только, что с ними происходит дальше…
– А что дальше? Если молодой человек поступил в театральный вуз, будучи красивым, то за четыре года его физическая красота никуда не исчезнет. К 22 годам он станет только более мужественным… Что касается абитуриентов, то среди них есть много очень талантливых людей, и они могут быть талантливы вот сразу, без обучения. На первом курсе я видел девочку 18 лет, которая играла беременную женщину, не испытав, что это такое, но в ее игре было столько правды, силы, ценности! Я не понимал – откуда она может это знать – о беременности? Но природный талант не отменяет вопроса о внутренней мотивации, по которой человек хочет стать актером? Иногда в процессе мотивация меняется…
– Быть актером в наше время и в нашей стране – это счастье или беда?
– Если этот вопрос связан с фильмом «Упражнения в прекрасном», то в нем я не ставил задачу – показать жизнь актера во всем ее разнообразии, с ее хорошими и плохими сторонами. Что значит быть актером сегодня? Необходимо быть успешным актером – этого требует сама профессия. Можно быть малоизвестным водителем, но нельзя быть малоизвестным актером в возрасте 35 лет. Если в 35 лет актер не состоялся, то его будет преследовать отчаяние. Ведь актер изначально заряжен на огромный успех, и если он понимает, что его не будет, то внутри у него поселяется печаль, и это всегда видно по лицу актера, его манере держаться. Актер как-то отстраняется от других…
– Герой Куценко в фильме «Упражнения в прекрасном» говорит, что публике нужны личности. А что об этом думаете вы? Какие требования предъявляет зритель к картинам, спектаклям, исполнителям?
– Для меня публика – собеседник. Когда я ставлю спектакли, снимаю фильмы, то рассчитываю, что беседа будет интересная как для меня, так и для публики. Когда ты говоришь с человеком, который слышит тебя, ты сам становишься другим человеком. Мне нравится фраза, которую я хотел повесить как лозунг, когда жил в общежитии ГИТИСа: «Театр или возвышает или развращает». Ты либо торгуешь собой, тогда ты занимаешься развратом…
– А кто у нас звезда в вашем понимании этого слова?
– В нашей стране звезд нет, есть просто известные люди. Это глупость, когда наших актеров величают звездами. Ну нет на нашей территории – ни одной звезды. Если здесь, например, появится Джонни Депп, то все жители сойдут с ума: мгновенно образуется толпа… А Машков, Куценко, Хабенский – очень известные люди. Причем их известность не намного отличается от известности героев «Дома 2», и это досадно…