Как сказано в пресс-релизе МВД, «органами ГИБДД уже проверено 6,7 тысячи автобусов, предназначенных для перевозок детей, выявлено более 2,8 тысячи автобусов, конструкция, техническое состояние и оборудование которых не отвечает установленным требованиям. По результатам данных проверок выдано свыше 300 предписаний об устранении указанных нарушений, к ответственности привлечено 86 должностных и юридических лиц – владельцев автобусов. Проверено около 7,5 тысячи водителей, привлекаемых к детским перевозкам, принято решение отстранить... от этой работы около 80 водителей».
Источник в Ространснадзоре пояснил «НИ», что их ведомство тесно взаимодействует в этом вопросе с МВД, и когда такие данные поступают, обязательно принимаются меры для устранения неполадок. «Для того чтобы выпустить автобус на линию, проводится масса проверок, и неисправный автобус просто не будет эксплуатироваться, – заверяет «НИ» источник. – Другое дело, что плановые проверки проводятся раз в три года. Сейчас, правда, их будут проводить раз в два года. Но все равно: чем больше период между проверками, тем больше автопредприятия накапливают различные нарушения».
При этом сами автопредприятия свою вину не признают. Сотрудник одного из московских автобусных парков, попросивший не называть ни его имени, ни названия предприятия, сообщил «НИ», что проверки технического состояния их автобусов происходят постоянно. Сами они автобусы не покупают – им их поставляют централизованно, поэтому нельзя говорить о том, что автопарки приобретают некачественную продукцию. По тем же вопросам, которые касаются технического состояния машин, транспортники перенаправили «НИ» в ГУП «Мосгортранс».
В «Мосгортрансе» от комментариев нашей газете отказались. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин полагает, что проблема неисправных автобусов несколько надуманна, и о неисправности автобусов можно говорить, имея в виду провинцию, но никак не Москву. «Что такое несоответствие техническим регламентам? У нас они очень размыты, – поясняет г-н Блинкин «НИ». – Одно дело, когда не работают тормозные колодки или рулевые тяги, что опасно для жизни пассажиров, и совсем другое дело, когда проверяющие обнаружили ржавчину на кузове».
По мнению эксперта, вряд ли автобусы с серьезной неисправностью будут задействованы для перевозки детей. Детей, по словам собеседника «НИ», перевозят со всеми необходимыми мерами предосторожности – в колоннах, в сопровождении машин ГИБДД. Так что если и возникнет кризисная ситуация, дети не пострадают.
Что же касается работы «неисправных» автобусов на линиях, то аварийность связана главным образом не с техническим состоянием, а с человеческим фактором. «Если техническое состояние связано с безопасностью пассажиров, то такие машины надо снимать с линий, – констатирует Михаил Блинкин. – Но, как правило, технические нарушения, которые обнаруживает ГИБДД, никак с этим не связаны».
Так, например, по данным главы ГУП «Мосгортранс» Петра Иванова, по итогам 2011 года аварийность на дорогах Москвы по вине водителей общественного транспорта сократилась на 7,8% (в общей сложности это 71 авария).