Минфин России предлагает контролировать доходы и расходы экс-чиновников на протяжении двух лет после увольнения. Соответствующее предложение содержится в письме, направленном главой ведомства Антоном Силуановым в правительство. По предложению министерства, проверяющие органы должны иметь полномочия в течение двух лет после увольнения гражданина с госслужбы требовать сведения о его доходах и имуществе (в том числе доходах и имуществе родственников).
Эксперты выражают сомнения относительно того, как эта мера будет реализована на практике. По мнению правозащитника Валерия Борщева, в теории инициатива хорошая, но когда дело доходит до реальной борьбы с коррупцией, правоохранители особого рвения не проявляют. «Мера разумная, поскольку коррупционеры на службе, как правило, держатся в тени, а после ухода их уже ничего не ограничивает, – поделился с «НИ» г-н Борщев. – В то же время опыт показывает, что на практике такие вещи не срабатывают. Простой пример. Я занимаюсь делом Магнитского. Не так давно на президентском совете в присутствии руководителя Следственного комитета Бастрыкина и заместителя генпрокурора мы спросили представителей МВД, почему они не расследуют те хищения, о которых было заявлено погибшим юристом. Нам ответили: «Трудно проверить, ведь эти деньги записаны за их родственниками, а мы не имеем права их трогать». После чего все дружно рассмеялись. Проблема в самой системе. Коррупционеры ведь всегда найдут лазейку, а заниматься их разоблачением пока мало кто хочет».
Отметим, что россияне не верят в честность деклараций о доходах, публикуемых госслужащими. Согласно недавнему опросу «Левада-Центра», 83% населения полагают, что ту или иную часть доходов высшие чиновники страны и члены правительства скрывают.