Posted 10 мая 2012, 20:00
Published 10 мая 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:32
Updated 8 марта, 05:32
Решению Административного суда предшествовала ожесточенная пикировка между Высшей комиссией и парламентом. Первыми удар нанесли депутаты, которые начали обсуждение поправок к 28–1 статье конституционной декларации, определяющей работу избиркома. В ответ его члены во главе с председателем с Султаном Фаруком объявила о прекращении подготовки к запланированным на 23 и 24 мая выборам «в связи с посягательством парламента и некоторых политических сил на независимость» Высшей комиссии. Она приостановила свою работу до 12 мая. При этом избирком подчеркнул, что выборы президента, так или иначе, состоятся – но потом, когда нападки на комиссию прекратятся.
Между тем занимающие большинство мест в парламенте страны исламисты добиваются роспуска Высшей комиссии по президентским выборам и отмены 28-й статьи конституционной декларации. Она, в частности, определяет порядок формирования и работы центризбиркома, чьи решения считаются окончательными и не могут быть никем пересмотрены, кроме как самой комиссией. Согласно декларации, избирком возглавляет председатель конституционного суда, что так же не нравится исламистам. Судей КС они подозревают в связях с чиновниками свергнутого режима Хосни Мубарака. Видимо, чтобы развеять эти подозрения, административный суд решил устроить конституционному суду своеобразный публичный тест на лояльность. Туда направлены на рассмотрение принятые недавно парламентом поправки к закону о политических правах, известные как «Закон о политической изоляции». Согласно им, крупным функционерам свергнутого режима Мубарака запрещено баллотироваться в президенты. Однако сомнительно, что даже прохождение этого теста на лояльность революции будет прочной гарантией мирного сотрудничества парламента и Высшей комиссии по президентским выборам. Недоверие между египетскими политиками, отнюдь не только из числа исламистов, и центризбиркомом слишком велико. Напомним, что высшая избирательная комиссия сняла с предвыборной гонки 10 из 23 подавших документы для регистрации кандидатов в президенты. В числе исключенных из списков оказались наиболее видные претенденты на высший государственный пост – например, выдвиженец «Братьев-мусульман» Хейрат аш Шатер и ультраконсервативный проповедник-салафит Хазем Салах Абу Исмаил, а также Айман Нур, который еще на выборах 2005 года был основным соперником Мубарака. Выбывшие из гонки кандидаты обрушились с жесткой критикой в адрес действующих властей страны, пригрозив массовыми акциями протеста. Похоже, угроза новой революции стала в Египте своего рода оружием, которым пользуются разного рода политические партии и движения, главным образом, исламистского толка, для оказания давления на власть, которая, по их мнению, действует неправильно.
Тем временем от снятия с регистрации многих претендентов в выигрыше оказался бывший глава МИДа и генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса. Его готовы поддержать 40,4% избирателей. Кандидатура Мусы рассматривается как компромиссный вариант для военных, светских политиков и исламистов.