Posted 24 апреля 2012, 20:00
Published 24 апреля 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:36
Updated 8 марта, 05:36
Гайдаровские реформы из-за их радикализма принято называть «шоковой терапией». Фигура самого и.о. премьер-министра воспринималась людьми неоднозначно, а отношение к нему и его действиям всегда было противоречивым. Одни считают, что реформы стали основой для будущего роста экономики нашей страны, другие же, наоборот, ругают за то, что столь резкие шаги привели к падению уровня жизни и прочим бедам. Долгое время считалось, что последняя группа значительно больше первой.
Перелом в общественном сознании произошел, по данным социологов, примерно в 2009 году. Именно в год смерти экономиста многие соотечественники стали пересматривать свою оценку деятельности правительства в переходный период. Согласно последнему мартовскому опросу «Левада-Центра», о разрушительном воздействии реформ сказали 29% респондентов против 51% в 2002 году. Это, конечно, не значит, что народ единодушно признал правоту Гайдара – о положительном влиянии реформ заявили лишь 4% опрошенных, об их необходимости – еще 20%. Однако все меньше становится уверенность людей в том, что младореформаторы сознательно и намеренно ухудшали их жизнь. Отвечая на вопрос о своих претензиях к Егору Гайдару и его соратникам, россияне чаще всего (27%) говорят о том, что те взялись реформировать страну, не представляя, к чему это приведет. Второй популярный ответ (21%) – «они не задумывались над тем, чем живут простые люди и что им нужно». 14% полагают, что г-н Гайдар и окружавшие его люди не рассчитали своих сил, оказались слишком слабы, чтобы провести реформы. Только 16% обвинили правительство Ельцина-Гайдара в том, что те действовали исключительно в собственных интересах. Среди других популярных претензий Гайдару вменяется, к примеру, посягательство на основы и ценности советского общества (11%).
Что интересно, нынешним властям тоже особо радоваться не чему, поскольку и к ним у россиян достаточно претензий. Как и 12 лет назад, респонденты называют почти одни и те же проблемы при проведении властями демократических и рыночных реформ. 38% сегодня против 47% в 2000 году обвиняют правящие элиты в коррумпированности, 30% сегодня против 45% в 2000 году уверены, что у проводящихся реформ нет четкой программы и так далее.
Социолог «Левада-Центра» Денис Волков объясняет перелом в сознании граждан двумя причинами. Во-первых, нынешняя жизнь оценивается в целом позитивно, соответственно и к реформам отношение меняется в лучшую сторону. Во-вторых, уходит память и понимание того, что же происходило в те годы. «Дело в том, что это оценка не самих реформ в прямом смысле слова, респонденты оценивают не прошлое, а настоящее, – пояснил «НИ» эксперт. – А настоящее улучшается. Да, очень медленно, но все же рост оценок своего благосостояния потихоньку продолжается, соответственно и улучшается отношение людей к тем реформам. Еще один важный момент заключается в том, что значительное количество людей не совсем понимают, о чем речь, в том числе молодежь. Все это на уровне ощущений, а не компетентных оценок». Действительно за 12 лет количество людей, затруднившихся с ответом по поводу реформ Гайдара, увеличилось с 14 до 28%.
Проблема, по словам г-на Волкова, заключается в том, что публичная дискуссия на тему каких-то важных для страны событий практически не ведется. Обсуждение значения реформ Гайдара имеет место лишь в узких профессиональных кругах, поэтому людям очень трудно дать оценку тем событиям и понять их влияние на сегодняшнюю жизнь. «Это характерно для нашей страны: в общественном сознании память о многих событиях российской истории не сохраняется, – с сожалением замечает социолог. – Поскольку все это происходило на фоне травматического опыта, люди предпочитают просто забыть об этом. Поэтому я не ожидаю, что в будущем настроения людей в отношении этих реформ кардинально изменятся в лучшую сторону».