В соответствии с соглашением, заключенном в 2005 году, подписанным на 15 лет, Египет ежегодно поставлял в Израиль 1,7 млрд. кубометров природного газа. EGAS и EGPC поставляли «голубое топливо» восточно-средиземноморской компании EMG, 12,5% пакета акций в которой принадлежит американо-израильской компании Ampal, а та, в свою очередь, поставляла его израильтянам. Именно к этому посреднику, оказывается, есть претензии у египетской стороны. Правда, в чем именно заключаются эти претензии, представитель EGPC Хани Дахи, заявивший о разрыве договора, не сообщил.
Для израильской экономики решение египтян будет не слишком большой потерей: без «голубого топлива» от соседа в Израиле жить, считай, привыкли. В 2012 году египетский газ поступал в Израиль лишь 25 дней, а 88 дней газопровод не функционировал из-за постоянных диверсий. Последний, 14-й по счету взрыв на синайской ветке газопровода произошел 9 апреля. Ни одна террористическая группировка ни разу не взяла на себя ответственность за взрывы. EMG еще ранее подала в международный арбитраж жалобу на правительство Египта, потребовав 8 млрд. шекелей за перебои в поставках газа в 2011–2012 годах. Тем не менее известие о прекращении поставок газа вызвало резкую реакцию израильских политиков. Лидер крупнейшей оппозиционной партии «Кадима» Шауль Мофаз немедленно объявил одностороннее расторжение контракта на поставки газа нарушением мирных Кемп-Дэвидских соглашений между Израилем и Египтом. Он призвал США, как гаранта мирного договора между двумя странами, немедленно ввести санкции против египтян. Министр энергетических и водных ресурсов Узи Ландау подчеркнул, что Израиль уже готов к прекращению поставок египетского газа.
Эти комментарии немедленно перепечатали египетские СМИ. В ответ генеральный директор египетской компании EGAS Мохаммед Шоиб заявил спутниковому телеканалу CBC, что разрыв контракта был мотивирован не политическими, а экономическими причинами. По словам Шоиба, израильские партнеры задержали платежи дольше предусмотренного договором срока. Правда, в Израиле в это поверили далеко не все. Достоянием широкой общественности стало письмо, которое направил главе израильского правительства Биньямину Нетаньяху министр иностранных дел Авигдор Либерман. Он потребовал «принять мужественное политическое решение» о восстановлении военных структур южного округа, расформированных после заключения мирного договора с Египтом, и выделить бюджетное финансирование на эти цели. Глава израильской дипломатии утверждает, что семь батальонов египетских вооруженных сил, которые были введены на Синай для борьбы с террором с согласия Израиля, на самом деле не выполняют этой задачи. Министр не исключает, что после президентских выборов новое правительство Египта в одностороннем порядке введет на Синай дополнительные силы, уже не спрашивая согласия Израиля. По мнению Либермана, «выбора нет», и следует готовиться к ухудшению отношений с Египтом.
Как считает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников, экономические причины египетского демарша действительно имеют место. Однако в деле есть и политический подтекст: перед предстоящими в конце мая президентскими выборами, учитывая сильные антиизраильские настроения в Египте, местным политикам выгодно демонстрировать жесткость в отношении Израиля. «Это хорошо знакомая нашей стране «газовая дипломатия», – сказал Сотников «НИ», – через некоторое время возможно возобновление поставок. Так что говорить о разрыве Кемп-Дэвидских соглашений рано. Вот в случае если на президентских выборах в Египте победят исламисты, разрыв соглашений весьма вероятен».