Posted 16 апреля 2012, 14:48
Published 16 апреля 2012, 14:48
Modified 8 марта, 05:41
Updated 8 марта, 05:41
Массовый расстрел польских военнослужащих под Катынью, говорится в обнародованном в понедельник вердикте Европейского суда по правам человека. «Военные преступления не имеют срока давности, — цитирует вердикт ИТАР-ТАСС. — Вместе с тем, Европейский суд не обнаружил каких-либо новых свидетельств или доказательств, которые могли бы возложить обязанность на российские власти возобновить расследование».
Как установил Европейский суд, рассмотрение жалобы о нарушении статьи 2 Европейской конвенции по правам человека выходит за пределы его компетенции – в Страсбурге отказались оценивать эффективность расследования, проведенного российскими властями в 1990-2004 годах по катынскому преступлению.
При этом ЕСПЧ постановил, что российские власти не предоставили родственникам польских военнопленных, которые были расстреляны под Катынью в 1940 году, достаточной информации о судьбе погибших, передает РАПСИ.
По мнению ЕСПЧ, Россия показала пример «черствого пренебрежения интересами заявителей и попыткой намеренного затуманивания обстоятельств Катынского расстрела». «Суд не смог не согласиться с утверждением заявителей о том, что отрицание реальности массовых убийств и предположение, что их родственники могли быть уголовными преступниками, приговоренными надлежащим образом к смертной казни, продемонстрировали отсутствие гуманизма в подходе российских властей», – цитирует INTERFAX.RU текст решения.
Также отмечается, что Россия не создала должных условий для рассмотрения «катынского дела» и необоснованно засекретила постановление о его прекращении.
Согласно решению суда, 10 из 15 заявителей пережили двойную травму, поскольку не только потеряли своих родных и близких на войне, но не могли узнать правду об их смерти в течение более 50 лет, «пока ее утаивали и искажали власти СССР и коммунистической Польши». Адвокат родственников расстрелянных под Катынью Иренеуш Каминьский после окончания судебного заседания заявил о намерении обжаловать решение суда в Большой палате ЕСПЧ.
Представитель России, в свою очередь, заявил, что также рассматривает возможность в трехмесячный срок обжаловать приговор.
Напомним, что польская сторона обратилась в Страсбургский суд, выразив свое неудовлетворение проведенным Россией расследованием обстоятельств произошедшего. Расследование было прекращено в 2004 году на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных). По мнению заявителей, была нарушена статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращений). Они утверждали, что российская сторона не смогла предоставить им информацию о судьбе родственников и отклоняла соответствующие запросы.
В пресс-релизе на сайте суда отмечается, что статья 3 заключает в себе гарантию гуманного и сострадательного отношения властей к родственникам погибшего. При этом суд отметил, что данное обязательство не сводится к подтверждению факта смерти.
Поэтому государство обязано приложить усилия для прояснения обстоятельств смерти и местоположения могил. Но, по мнению ЕСПЧ, в деле заявителям пришлось самим нести бремя выяснения обстоятельств смерти их родственников, в то время как российские власти не предоставили им никакой официальной информации, а также не предприняли никаких существенных попыток для обнаружения мест захоронения их родственников.
Суд признал, что жертвами нарушения статьи 3 могут считаться лишь вдова польского офицера и девять заявителей, родившиеся до 1940 года, поскольку у них была устойчивая эмоциональная связь с мужем или отцом. Остальные пять заявителей, которые связаны более дальним родством или же родились после пленения родственников, страдали от их отсутствия в меньшей степени. В связи с этим статья 3 в отношении этой группы заявителей не была нарушена.
Напомним, в 2007 и 2009 годах в ЕСПЧ были поданы две жалобы, которые позднее объединили в одно производство. В июле 2011 года суд принял жалобы к рассмотрению лишь по двум статьям Европейской конвенции о защите прав человека - статье 2 (право на жизнь) и статье 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращений). В соответствии с этими статьями заявлялось, что Россия не провела расследование обстоятельств расстрела поляков должным образом, а также что она неподобающе отреагировала на обращения заявителей.
Советские власти на протяжении нескольких десятилетий отрицали свою причастность к так называемому Катынскому делу - массовому уничтожению тысяч польских военнопленных и чиновников на территории СССР, в том числе в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, на Украине и в Белоруссии.
В 1944 году советская комиссия во главе с академиком Бурденко обвинила в расстреле поляков немецких оккупантов, но весной 1990 года ТАСС распространил заявление о том, что «Катынское дело» - это «одно из тяжких преступлений сталинизма». Согласно рассекреченной записке председателя КГБ Шелепина, в рамках спецоперации НКВД, которая производилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, было расстреляно около 22 тысяч депортированных из Польши военных и чиновников.
В 2010 году власти РФ опубликовали электронные копии документов о расстрелянных поляках, передав Польше и материалы уголовного дела по расстрелу.
Российская сторона продолжает работу по рассекречиванию материалов «Катынского дела», которое вела Главная военная прокуратура (ГВП) РФ. 21 сентября 2004 года уголовное дело номер 159 было окончательно прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).
Т.