Активная зона проведения учений – южная оконечность Кипра и израильские территориальные воды на траверзе Хайфского порта. Кроме того, в зоне маневров оказался шельф острова Крит, оспариваемый Анкарой, и необитаемые острова Имия и Кардаг, расположенные в 10 км от границы с Турцией. По сценарию учений на газовые месторождения на шельфе Кипра – буровые платформы и газопроводы, отводящие газ в накопители, – нападают турецкие подводные лодки, истребители или беспилотные самолеты. Отражение нападения берут на себя греческие эсминец и подводная лодка, боевые самолеты и вертолеты. ВВС Израиля отрабатывают тактику защиты объектов шельфовой и наземной инфраструктуры от ракетного и торпедного ударов с подводных лодок, а также воздушные бои с самолетами противника.
Учения NobleDina стали своеобразной заменой аналогичным маневрам ReliantMermaid, которые до 2009 года проводили армии Израиля и Турции при участии США. Стратегическое израильско-турецкое партнерство было разорвано во многом благодаря позиции Анкары. Впервые Израиль и Греция провели совместные учения год назад. Но сейчас их масштаб и временные сроки расширены. По информации греческого сайта Defencenet.gr, часть учебных задач выполняется в непосредственной близости от турецких берегов. Учения неспроста названы NobleDina. Судя по всему, это прозрачный намек на NobleEnergy – американскую нефтегазодобывающую компанию, работающую на прибрежных шельфах Израиля и Кипра, в том числе в районе спорного месторождения. Штаб-квартира NobleEnergy находится в Хьюстоне. Компания ведет деятельность в США, Китае, Эквадоре, Израиле, в Северном море и в Западной Африке.
Отметим, что за три года, прошедшие с инициированного Турцией курса на разрыв отношений, Израиль наладил активное сотрудничество с Грецией, Кипром и странами Балканского полуострова, в том числе и в сфере безопасности. Среди прочего Израиль подписал с Кипром соглашение по обеспечению безопасности газовых месторождений в эксклюзивных экономических водах двух стран, а также ряд соглашений о сотрудничестве в этой сфере с Грецией.
Как считает старший научный сотрудник Центра Евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Юлия Кудряшова, учения не приведут к резкому обострению отношений между турками и их союзниками по НАТО. Она отмечает, что в Сирии интересы США и Турции совпадают: обе эти страны поддерживают местную оппозицию. Анкара не станет конфликтовать и с Израилем, хотя действительно ухудшение турецко-израильских отношений во многом объясняется спором вокруг месторождений в районе Кипра. «Турция сейчас достаточно активна на сирийском направлении. Обострение на «втором фронте» ей не нужно», – сказала эксперт «НИ». Впрочем, отсутствие немедленной негативной реакции Анкары не означает, что учения не будут иметь долгосрочных последствий для отношений Турции и НАТО.