Высокие цены на нефть, вызванные опасениями инвесторов относительно поставок сырья или напряженной геополитической ситуации, могут стать еще одной угрозой для развития мировой экономики. Такое заявление сделала на пресс-конференции Международного валютного фонда глава организации Кристин Лагард.
Она отметила, что сейчас мировые цены на нефть напрямую зависят от санкций в отношении Ирана, являющегося крупнейшим поставщиком сырья. В прошлом году добыча нефти в Саудовской Аравии возросла до 30-летнего максимума. Однако в конце года Евросоюз и США одобрили введение санкций в отношении Ирана в ответ на его отказ прекратить ядерную программу. В результате с декабря мировые цены на нефть выросли в среднем на 20%. Г-жа Лагард не исключает, что в текущем году иранский фактор спровоцирует еще один скачок цен на нефть. Ожидается, что средняя цена за баррель вырастет до 115 долларов, а не до 99 долларов, как прогнозировалось в декабре 2011 года.
На заявления главы МВФ уже отреагировали одни из самых «нефтезависимых» отраслей – бензиновая и авиационная. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) снизила годовой прогноз прибыли перевозчиков с 3,5 до 3 млрд. долларов, просчитав, что в этом году мировые авиакомпании потратят на топливо 214 млрд. долларов. В ИАТА подчеркивают, что авиакеросин займет 34% всех операционных расходов авиакомпаний.
Одновременно в европейских странах бьют рекорды цены на автотопливо. В настоящее время самый дорогой бензин в Европе – в Норвегии, Италии, Нидерландах, Дании и Греции. Быстрыми темпами повышаются цены в Польше, Хорватии, Эстонии, Чехии, где автомобилисты уже неоднократно проводили акции «стоп бензин». Во Франции стоимость бензина уже достигла исторического максимума, превысив психологический рубеж в 2 евро за литр. К этой же отметке приближаются заправки Италии.