Posted 11 марта 2012, 20:00
Published 11 марта 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:41
Updated 8 марта, 05:41
Как обычно бывает в подобных ситуациях, правительства трех стран действовали «в духе общего подхода». «Подобные меры создают искусственные барьеры в торговле, необоснованные препятствия экономическому взаимодействию субъектов хозяйствования на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства, ущемляют законные интересы экономической безопасности государств, что чревато нанесением ущерба продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству, развитию интеграционных процессов на евразийском континенте», – говорится в совместном заявлении, размещенном на сайте правительства России.
Напомним, что Совет Евросоюза по иностранным делам в декабре 2011 года одобрил расширение санкций против Белоруссии, согласно которым был запрещен въезд в ЕС более чем 200 белорусским чиновникам. Позже Совет ЕС принял постановление, открывающее путь для применения дополнительных санкций в отношении физических и юридических лиц в Белоруссии, которые, по мнению ЕС, причастны к нарушениям основных прав человека в стране.
Стоит заметить, что охлаждение дипломатических отношений между Евросоюзом и Белоруссией пока что не оказывает негативного эффекта на торговые связи. Так, по данным Национального статистического комитета Белоруссии, в 2011 году экспорт товаров в страны ЕС увеличился в 2,1 раза – до 15,7 млрд. долларов по сравнению с 2010 годом. Импорт товаров в республику из стран Евросоюза также вырос на 15% и составил 8,7 млрд. долларов. Товарооборот с европейскими странами за 2011 год по сравнению с 2010-м увеличился в 1,6 раза, достигнув 24,4 млрд. долларов. Белорусские бизнесмены, впрочем, не склонны к эйфории. Крупные предприниматели отдают себе отчет в том, что «черные» списки и иные санкции чреваты срывом многомиллионных контрактов с западными деловыми партнерами, а следовательно, огромными убытками.
Непонятным в данной истории остается, зачем Москве и Астане понадобилось вступаться за белорусских чиновников. Так, заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ-ВШЭ Алексей Скопин убежден, что от санкций Европы против Белоруссии Таможенный союз не пострадает. «Есть ряд стран, которые находятся между двумя региональными объединениями: Евросоюзом и Таможенным союзом, – объясняет экономист. – Например, Молдавия, политики которой не пришли к общему мнению, куда именно вступать». По словам г-на Скопина, очевидно, что в данный момент ТС наиболее привлекателен для некоторых стран Восточной Европы – Венгрии, Чехии, Болгарии, нежели ЕС с его долговыми проблемами. «Опять же Евросоюз проводит непоследовательную политику по вступлению новых членов, – продолжает ученый. – Болгария, которая пытается выполнить требования Евросоюза, постоянно сталкивается с отказом. В очередной раз ее не приняли в Шенгенскую зону. Поэтому многие страны Восточной Европы стали обращать свой взор на растущие экономики стран ТС, прежде всего Белоруссии и Казахстана».
В заявлении глав трех правительств ТС прослеживается, скорее, политическая риторика, считает член совета Московской городской ОПОРЫ Александр Несветов. «Всякого рода санкции наносят ущерб реализации задач для любого экономического союза, если снижается инвестиционная привлекательность одного из членов объединения, – говорит эксперт. – Поэтому применяется принцип политической ограды. Страны показывают, что Белоруссия не сама по себе, она член ТС».