У выхода из вестибюля метро избирателей уже поджидало два автобуса. «Вы с открепительными? В Павловский Посад?» – радостно зазывала женщина лет 45. «Нет, далековато», – решила я, тем более что открепительного у меня не было. Между тем в автобусы рассаживались хмурые, неразговорчивые люди преклонных лет. «Откуда народ, почему именно в Павловский Посад?» – пытала я координаторов. «Да черт их знает», – пожимали плечами те.
Автобусы тронулись. Тут я заметила двух девчонок, топтавшихся на месте и огладывавшихся по сторонам. Выяснилось, что девушки – одна студентка, другая курьер – тоже собрались подработать на выборах и ждали некоего Михаила. Михаил оказался добродушным, улыбчивым парнем, рассказавшим, что нам необходимо поехать в подмосковное Монино и «часик погулять» по избирательным участкам. «Ну надо создать массовость, – объяснял координатор. – А то там два с половиной человека приходят, а бюллетеней 300 штук». Никаких вбросов, по словам Михаила, осуществлять не требовалось, открепительные тоже были не нужны. За часовую прогулку обещали 500 руб.
Пока Михаил дожидался всех записавшихся «сотрудников», я спустилась в метро. Здесь дежурили два парня в трениках, напряженно вглядывавшихся в толпу и направлявших подходивших к ним людей в сторону выхода. «Вы на выборы?» – спросила я. «Да, а вы кто?» – недоверчиво спросили они. – «Я Оля, в группе «В контакте» записалась к вам». Но, вероятно, наученные опытом парламентских выборов, мои собеседники напряглись: «Вы от кого? Открепительное есть?». – «Ни от кого, в Интернете записалась, открепительный мне на месте обещали выдать», – настаивала я. «Нет, вы не к нам», – отрезали мои собеседники и стремительно пошли прочь. Заметив, что я достала фотоаппарат, они впрыгнули в отходящий вагон, помахав мне рукой.
Не собираясь сдаваться, я пошла к тому выходу, куда бдительные координаторы направляли людей. Там дежурил туристический автобус с запасом питьевой воды на первом сиденье. «На выборы?» – спросила я водителя. «Да, в Химки», – ответил он, пропустив меня в салон, где уже сидели человек 20. Только я села, ко мне подошла блондинка в красной куртке, записала мое имя и телефон. Через несколько минут она вновь оказалась возле меня, но с изменившимся лицом. «Вас нет в наших списках, у вас есть открепительное?» – прокурорским тоном спросила она. «Есть», – соврала я, решив биться до конца. «Показывайте или выходите из автобуса», – потребовала «прокурорша». После минутной перепалки она вытолкнула меня из салона, спряталась от фотокамеры за сиденье и скомандовала водителю быстро отправляться. Автобус тронулся. Я не солоно хлебавши поехала в редакцию.
О том, чем закончился подмосковный вояж «НИ» рассказала внедренная в группу журналист Анастасия Каримова. По ее словам, в Химках «карусельщикам» позволили проголосовать за того, кого они хотят, выдали обещанную тысячу рублей каждому и отпустили. Рассчитавшись с народом, координаторы стремительно удалились на черном джипе с затертыми номерами. Удивительно, что участников операции не только не заставляли голосовать за определенного кандидата, но даже не агитировали ни за кого. Возможно, координаторы вовремя поняли, что разоблачены и решили не подставляться.
Подобные массовые «покатушки» из Москвы в область на выборах наблюдаются впервые, сообщил Игорь Драндин из «Демвыбора». Вчера десяти активистам этой организации удалось внедриться в «карусели» и зафиксировать грубейшие нарушения. «Схема вывоза людей из Москвы в день голосования используется для увеличения голосов в пользу нужного кандидата», – поясняет Драндин. После инструктажа каждому избирателю была вручена почтовая марка – вложенная в паспорт она являлась сигналом для члена УИК, который выдавал бюллетень так называемым своим людям. «В других случаях у людей просто отбирали открепительные удостоверения и использовали их по своему усмотрению», – отмечает активист «Демвыбора».
Главная же причина избирательного «туризма» заключается в том, что на президентских выборах беспрецедентное число москвичей выразили желание быть наблюдателями. Они «закрыли» практически все участки, и потому, по словам Драндина, в столице оказалось сложнее организовать вбросы и совершать другие преступления. Вот почему людей, прежде всего бюджетников, и решили вывозить в Подмосковье, где наблюдателей мало, а административный ресурс работает безотказно. «Наши внедренные «агенты» уже побывали в Сергиевом Посаде, Павловском Посаде, Дмитрове, Пушкине, где их возили аж на 13 участков, – говорит Игорь Драндин. – Никогда еще в Москве не было столь массового обращения граждан за открепительными удостоверениями».
Избиратели в Испании поставили рекорд по явке
|
Русские в Германии ждут от президентских выборов чуда
|
Несмотря на лавины и сели, в Таджикистане состоялись выборы главы России
|