Posted 26 февраля 2012, 20:00
Published 26 февраля 2012, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:48
Updated 8 марта 2024, 05:48
Эксперты МЭР признают: «За этим снижением стояла отрицательная динамика строительства, торговли, сельского хозяйства на фоне значительного снижения инвестиционного спроса и отрицательной динамики реальных доходов населения». По информации ведомства, потребительский спрос, разгонявший экономику весь прошлый год, в январе показал отрицательную динамику впервые с сентября 2010 года. Основная причина – у населения становится все меньше денег на потребление, даже несмотря на рекордно низкую инфляцию. В январе реальные доходы и реальные зарплаты с исключением сезонного фактора по сравнению с декабрем снизились на 1 и 1,4% соответственно.
По сравнению с декабрем оборот розничной торговли упал на 0,6%, причина – снижение покупательной способности населения. Обычно в этом принято винить сезонный фактор – на новогодние праздники люди успели потратить свои сбережения, и остаток месяца им было не до совершения крупных покупок. Но результат, как признают в МЭР, уже исключает этот фактор, что не может не настораживать.
Так, четырехмесячный рост производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в январе впервые сменился спадом. Продолжилось падение а в отраслях легкой промышленности и в производстве электронного и оптического оборудования. После декабрьского роста снижение отмечается в химическом, металлургическом производстве, выпуске готовых металлических изделий, обработке древесины и производстве изделий из дерева. В динамике инвестиционного спроса также возобновились негативные тенденции. С исключением сезонного и календарного факторов инвестиции в основной капитал по сравнению с декабрем рухнули сразу на 9,9%. Это во многом объясняется сокращением объемов работ в строительстве – на 5% по отношению к декабрю.
Как отмечается в докладе, основной положительный вклад в экономический рост в январе внесло промышленное производство. Однако «это не компенсировало падение по другим составляющим ВВП». Напомним, что по итогам 2011 года он увеличился на 4,3%, но на этот год Минэкономразвития дает менее оптимистичный прогноз – рост не более 3,7%.
Аналитик инвестиционной компании Антон Сафонов сообщил «НИ»: «Прирост ВВП замедляется в сегментах добычи полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в сфере распределения электроэнергии, газа и воды, в оптовой и розничной торговле и других отраслях. Все это приведет к тому, что даже при высоких ценах на нефть экономика России не покажет хороших темпов роста, поскольку этот фактор влияет на развитие экономики все меньше, и ВВП в 2012 году покажет темпы роста ниже 4%, на уровне 3–3,5%».
Однако другие эксперты полагают, что сохраняющиеся высокие цены на нефть будут способствовать укреплению рубля, росту потребительских расходов и в итоге повышению покупательского спроса, что будет разогревать экономику. В частности, аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов дал «НИ» такой прогноз: «В связи с ситуацией вокруг Ирана цены на нефть могут подскочить до 150 долларов за баррель. При удорожании «черного золота» всего на 1 доллар это приносит дополнительно в бюджет до 1,5 млрд. долларов ежемесячно». А вот причин для сильного роста промпроизводства в России эксперт не видит. Отрасли легкой промышленности продолжают демонстрировать низкие показатели. Трудные времена ожидают и металлургов. По оценке аналитика, спрос на металл на мировом рынке падает, что во многом связано с «проседанием» китайской экономики. Это создает высокие риски для российской металлургии, и по оценке эксперта, может даже привести к закрытию ряда крупных предприятий. В целом промышленное производство в России выросло в январе по сравнению с январем 2011 года на 3,8%, Но при этом по сравнению с декабрем прошлого года в январе оно сократилось на 9,8%.
Не менее сложная ситуация и с инвестициями. В январе, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал выросли на 15,6% в годовом исчислении к январю 2011 года. В то же время по сравнению с декабрем они упали почти в 5 раз. По мнению г-на Абзалова, это во многом связано с неопределенной политической ситуацией в стране, а также отсутствием у инвесторов уверенности, что реформы по улучшению ведения бизнеса будут продолжены при новой власти.