Сходства с поздним СССР и ранним СНГ у еврозоны все больше, считают авторы доклада. У входящих в нее стран есть не только желание и потребность вести самостоятельную денежно-кредитную политику, но и появляется все больше технических возможностей делать это.
На первый взгляд разлада между странами еврозоны не наблюдается, все важные решения принимаются с согласия большинства, что позволяет проводить единую денежно-кредитную политику. Например, изменение процентной ставки принимается советом управляющих, в который входят 17 глав национальных центробанков и 6 членов совета правления ЕЦБ, вес голосов одинаков. Однако решения о том, что делать с активами ЕЦБ, например, скупать ли ему греческие долги, принимаются уже в соответствии со вкладом каждой страны в капитал банка. Поэтому голос Германии «весит» 27%, а голос Мальты – 0,09%
Сегодня, когда долговые проблемы зоны евро решаются включением «печатного станка», некоторые страны могут принимать решения по своим национальным нормам, а не по общеевропейским. На 29 февраля ЕЦБ запланировал провести очередной раунд размещения трехлетних кредитов для поддержки банков на более чем 1 трлн. долларов. Предполагается, что Италия, Испания, Португалия, Кипр, Ирландия, Франция и Австрия смогут оценивать залоги, получаемые от банков по этим кредитам, не по общеевропейским, а по собственным национальным нормам. В порядке исключения и ввиду тяжелой ситуации. Каждая из этих стран может выдать своим банкам десятки и даже сотни миллиардов евро под залог, ценность которого может оказаться весьма сомнительной.
Таким образом, ЦБ этих семи стран могут действовать обособленно от общеевропейской кредитно-денежной политики. Учитывая обострение долговых проблем еврозоны, а также протесты со стороны населения, некоторые государства могут поставить свои национальные интересы выше общеевропейских. И хотя договор, подписанный в 1999 году о единой финансовой системе, не противоречит общим принципам, национальные центробанки могут действовать от имени и по поручению правительства своей страны, скупая его долги или финансируя его нужды. Результат таких действий может стать повторением сценария распада рублевой зоны СНГ, предупреждают экономисты Citi, хотя и признают, что до состояния полураспада в начале существования СНГ европейцам пока далеко.
По мнению экспертов, чтобы исключить вариант распада зоны евро, необходимо урезонить амбиции национальных центробанков. Для этого кредитные организации стран еврозоны должны отказаться от относительной самостоятельности и позволить ЕЦБ полностью контролировать их и выступать единственным регулятором денежно-кредитной политики в Европе.
Доцент кафедры банковского дела НИУ-ВШЭ Виктор Шпрингель считает, что контролировать надо уже не национальные банки, а сами правительства. «Все-таки национальные ЦБ после создания европейского центробанка выполняют роль статистических организаций и особого веса не имеют. При этом, с одной стороны, зона евро выступает как единый экономический блок, а с другой – слишком много полномочий остается у правительств. Поэтому кризис у них развивается по классическому сценарию. Печатание евро не решает долговых проблем, а лишь раздувает их, что рано или поздно приведет к глобальному кризису», – убежден г-н Шпрингель. Единственный вариант, по словам ученого, объединение на правительственном уровне. «Необходимо создать надправительственную экономическую структуру, о которой уже заговорили главы Франции и Германии. Но для успеха «слабые» государства должны поумерить свои амбиции и аппетиты жить хорошо за счет других стран», – считает эксперт. В противном случае, по его словам, развал еврозоны практически неизбежен.
Начальник аналитического отдела крупной инвестиционной компании Александр Потавин убежден: как только сменятся главы государств во Франции и Германии, развал зоны евро неминуем. «Сегодня она держится на политической воле Парижа и Берлина, а также на дешевых напечатанных деньгах ЕЦБ (за прошлый год объем средств увеличили чуть ли не до 100%). Франция и Германия скупают долговые активы проблемных стран. Но как только к власти придут другие политики с иными взглядами на финансовую помощь «слабым» государствам, распад валютного союза будет неизбежен», – убежден г-н Потавин.
РОССИЯНЕ ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ВАЛЮТЫ
|