Posted 16 февраля 2012, 11:58
Published 16 февраля 2012, 11:58
Modified 8 марта, 05:54
Updated 8 марта, 05:54
Косовские сербы выступили против признания албанских органов власти Косово по итогам референдума, состоявшегося 14-15 февраля. Подавляющее большинство косовских сербов, а именно 99,5%, проживающих в четырех муниципалитетах - Косовска-Митровица, Звечан, Зубин Поток и Лепосавич - выступили категорически против признания албанских органов власти.
Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Поддерживаете ли вы учреждения так называемой Республики Косово?».Всего правом голоса обладали 35,5 тысячи человек. Явка составила порядка 75% или 26 тысяч 725 человек. Против албанских властей было подано в общей сложности 26 тысяч 524 голоса или 99,74%, за - 69 голосов. Более 130 бюллетеней были признаны недействительными, сообщает РИА Новости со ссылкой на комиссию по проведению референдума. Инцидентов в ходе мероприятия зафиксировано не было. Окончательные официальные результаты комиссия по референдуму обещала сообщить 19 февраля.
Один из политических лидеров косовских сербов Марко Якшич назвал референдум «удивительно успешным», т.к. на нем, вопреки призывам официального Белграда, была отмечена высокая явка. По оценке эксперта, тем самым косовские сербы показали свое несогласие с официальной политикой по борьбе за сохранение Косово.
Отметим, что власти Косово, провозгласившие 17 февраля 2008 года независимость от Сербии, осудили проведение референдума. Они возложили ответственность за этот шаг на сербское правительство, обвинив его в территориальных претензиях. Президент Сербии Борис Тадич также жестко критиковал референдум, а также упрекнул лидеров косовских сербов в попытках противопоставить себя правительству Сербии и подорвать его усилия в отстаивании их интересов.
Официальный Белград статус инициатора опровергает. Затея с референдумом якобы исходила от некоей группы людей. «С тех пор, как группа людей вышла на улицы с инициативой референдума – Белград четко и ясно обозначил свою позицию. Голосование никак не повлияет на ситуацию в Косове и Метохии и не решит проблемы местного населения. В итоге, это пустая трата сил, которая ни к чему не приведет», - говорит спикер правительства Сербии Миливойе Михайлович, передает «Вести».
Проведенное голосование не имеет юридической силы. Официально его не поддержали ни Белград, ни Приштина.
Белград с самого начала выступал против референдума, считая его бессмысленной и опасной затеей, которая может осложнить интеграцию Сербии в ЕС, отмечает «Коммерсантъ». Учитывая то, что 28 февраля Брюссель должен решить, предоставлять ли Сербии статус кандидата в Евросоюзе. Кроме того, ЕС осудил референдум, который, по их мнению, не способен решить проблему косовских сербов, пишет «Взгляд».
В таких условиях референдум играет на руку противнику Тадича - лидеру сербских националистов, главе Сербской прогрессивной партии Томиславу Николичу. Накануне парламентских выборов, которые намечены на май, а также президентских выборов 2013 года он использует патриотическую риторику, чтобы укрепить свои позиции. Он явно рассчитывает на голоса сербских патриотов, которые недовольны сближением нынешних сербских властей с Западом, неспособностью защитить соотечественников в Косово и готовностью бросить их на произвол в обмен на вступление в ЕС.
В смене руководства Сербии может быть заинтересована и Россия, которая в последнее время выражает недовольство прозападным курсом президента Бориса Тадича. Риторика Николича гораздо больше импонирует некоторым политикам в Москве - он вспоминает и о «православном братстве», а также о необходимости совместно противостоять Западу.
Сейчас сербская община – это около 5-10% двухмиллионного населения Косово. Сербы проживают в северных районах, примыкающих непосредственно к центральной Сербии, а также в многочисленных анклавах в различных частях края.
В северных районах действуют местные органы власти, которые финансово и политически поддерживаются из Белграда. Анклавы более или менее изолированы от окружающего албанского населения, там частично действует правовая система Сербии, но частично ситуацию контролируют и приштинские власти. В анклавах референдум не проводился.