Почувствовать дух Сицилии во времена бандитских разборок можно и в Москве. Для этого надо прийти в один из клубов по настольной игре в «Мафию». Эта психологическая ролевая игра позволит вам побывать в шкуре либо хладнокровного убийцы, либо мирного горожанина. Тут уж, как говорится, как карта ляжет. Свои встречи маферы (так называют себя сами игроки) проводят по пятницам, арендуя помещения у столичных ресторанов. Все участники сидят за большим столом. Перед игроками лежат специальные маски для глаз, которые они надевают и снимают под руководством ведущего игры. Также напротив каждого участника стоит табличка с его номером – от одного до десяти. На время игры эти цифры послужат им заменой их личных имен. За столом также действуют и другие, не менее странные правила – категорически запрещено курить, ругаться матом, говорить на иностранных языках, божиться, давать честное слово или клясться. На алкоголь моратория нет, но если вы начнете буянить, то не удивляйтесь, если вас «попросят».
«Я частенько хожу играть в клуб, – рассказывает «НИ» любитель «Мафии» Михаил Сапогов. – Я работаю в крупной IT-компании программистом, поэтому мне интересно применять на досуге свои знания по математике и логике». «В «Мафию» играют люди совершенно разные, их нельзя объединить в какой-то определенный социальный слой, – говорит «НИ» руководитель столичного клуба «Мафер» Максим По. – Первые клубы в Москве стали появляться еще в 2007 году, сейчас в столице активных игроков порядка пяти тысяч, из них каждые выходные в клубах играют порядка тысячи». По словам г-на По, людей «Мафия» притягивает возможностью проводить свой досуг в компании неглупых людей, а посещение театров и кино многим уже изрядно поднадоело. «Клубные правила «Мафии» требуют определенных интеллектуальных усилий, поэтому те люди, которые просто хотят напиться, здесь надолго не задерживаются, – отмечает наш собеседник. – Также, что немаловажно, некоторые наши игроки воспринимают «Мафию» как своеобразный тренинг по ораторскому мастерству. В процессе игры они учатся публично выступать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других людей».
Интересно, что «Мафия» была придумана в России в 1986 году студентом факультета психологии МГУ. Она успела стать популярной во всем мире и вошла в рейтинг «50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года». Однако, по мнению экспертов, «Мафия» уже немного устарела за счет того, что партия в ней длится полтора, а то и два часа. «Сейчас у массового потребителя пользуются спросом так называемые party games – игры для больших компаний на вечеринках, – делится с «НИ» координатор Ассоциации клубов настольных игр Сергея Овчаренко. – Хотя в России очень много вдумчивых людей, которые любят очень сложные игры, требующие глубокого планирования действий и стратегического мышления. Такие игры могут продолжаться более трех часов».
Впадаем в детство
«Игры часто покупают в подарок знакомым или для корпоративных вечеринок, – говорит «НИ» начальник отдела маркетинга Московского комбината игрушек Артем Бартош. – Раньше наш комбинат ориентировался только на детей, а теперь порядка 30% всех настольных игр мы разрабатываем специально для взрослых».
Основатель сети магазинов настольных игр «Мосигра» Дмитрий Кибалко подтвердил «НИ», что эта ниша рынка в последние годы стала переориентироваться именно на людей среднего возраста. «Основная аудитория наших покупателей – молодые люди 25–30 лет. Среди них есть те, кто приобретает игры для своих детей, но больше половины покупок они делают лично для себя». По словам г-на Кибалко, настольная игра – это в первую очередь недорогой способ хорошо провести время с друзьями. «В России они начали становиться популярными в 2008-м, в год глобального экономического кризиса. Тогда туризм и дорогие рестораны многим стали не по карману, и люди нашли иной способ себя развлечь, – вспоминает наш собеседник. – Сегодня тренд увлечений настольными играми активно набирает обороты. Конечно, до своего пика он еще не дошел в отличие, например, от Европы. Там культура настольных игр развита практически в каждой семье».
Добавить креатива
Углубившись в историю вопроса, Сергей Овчаренко отметил, что в Советском Союзе был не очень большой интерес к настольным играм. «Потом был перерыв лет в 20. В мире появились новые современные игры, а мы так и остались на уровне «Монополии», шахмат и шашек», – резюмирует г-н Овчаренко.
Ученые уверены: игры помогают людям лучше справляться с повседневными задачами, находить креативные решения и повышают самооценку. Около полувека назад французский социолог и философ Роже Кайуа занимался исследованием игр для взрослых. Ученый пришел к выводу, что все эти увлечения можно разделить на несколько групп. Соревновательные (футбол, шахматы, видеоигры), после победы в которых у людей поднимается самооценка. Симулякры (в переводе с латинского – «делать вид, притворяться») – маскарады и реконструкции исторических событий, которые позволяют человеку на некоторое время отстраниться от самого себя. И азартные игры (лотерея, рулетка, карты). Они, по мнению Роже Кайуа, в небольших дозах также способны произвести на нас позитивный эффект, так как позволяют человеку помечтать и на время отменяют социальное неравенство. Ведь перед его величеством Случаем равны все.
Российским семьям не достает подобных времяпрепровождений, убеждены психологи. «Если родитель хочет своего ребенка не только растить, но и воспитывать, то настольные игры ему будут настоящим подспорьем, – разъясняет «НИ» семейный психолог Ирина Обухова. – Игромания, захватившая мир взрослых, говорит о том, люди бегут в мир детства от стресса на работе. Возвращаются туда, где им было хорошо».
Главным конкурентом настольных увлечений считаются игры для компьютеров и приставок. «Одно время психологи всего мира били тревогу, что люди полностью замкнулись в виртуальном мире, – говорит «НИ» социальный психолог Наталья Варская. – Но юзеры стали бежать от одиночества в социальные сети и стремиться к общению с себе подобными». «Компьютерные игры уже проиграли свою битву», – уверен Дмитрий Кибалко. Учитывая конкуренцию настольных игр с другими видами досуга, производители стали делать их на основе известных сериалов, фильмов, книг и видеоигр.
«Всем надоело однообразное времяпрепровождение. В ночных клубах я стала замечать, что молодежь устала просто тупо дергаться под музыку или сидеть с кружкой пива. Настольные игры пробрались и в пабы, – отмечает г-жа Варская. – Разговоры даже в компании близких друзей редко бывают задушевными. Как правило, они смысловой нагрузки лишены, болтают так, ни о чем, а в игре, напротив, можно блеснуть своим интеллектом».
Законы жизни против правил игры
Кандидат социологических наук Института социологии РАН Павел Разин в разговоре с «НИ» отметил, что в основе этого явления лежит не только психология. «Здесь надо искать причины как бы надличностные, лежащие в устройстве современного общества, в особенностях каждодневной жизни больших масс людей, – размышляет в интервью «НИ» г-н Разин. – Опросы студентов, специалистов технического и гуманитарного профиля, предпринимателей показывают, что все они страдают от «беззакония». 24% опрошенных назвали эту проблему главной в их повседневной жизни. В этом контексте, конечно, любая игра, а настольная как наиболее не обременяющая, на время решает как минимум две главные задачи – выводит человека из рутины повседневности и создает вокруг него другое пространство, с четкими законами! Возможно, именно от этой, «правильной», смоделированной реальности человек и получает особенное удовольствие».
Кроме того, социолог отметил, что в процессе «жизни» в мире игр человек может напрочь забыть о себе самом. И наоборот, приобрести вес, авторитет, другой статус в новом сообществе, среди новых друзей, которым совершенно не интересен его статус в обычной жизни.
Топ-10 настольных игр
|
В Германии легализуют азартные игры
|