Posted 8 февраля 2012, 20:00
Published 8 февраля 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:58
Updated 8 марта, 05:58
В общем стоимостном объеме закупок ощутимо возросла доля машин и оборудования – с 47,4% в январе 2011 года до 50,7% в январе нынешнего. Так, поставки железнодорожных локомотивов увеличились в 3,8 раза, инструментов и оптических аппаратов – в 1,7 раза, средств наземного транспорта, судов и плавучих средств – в 1,5 раза, механического оборудования – на 43,1%, электрооборудования – на 38,7%. Ввоз зерновых культур вырос в 2,6 раза, табака – на 26,4%, мяса и субпродуктов – на 14,8%, алкогольных и безалкогольных напитков – на 2,8%. Зато поставки сахара уменьшились в 5 раз, растительного масла – на 32,1%, овощей – на 23,8%, рыбы – на 11,4%, молочных продуктов и фруктов – на 3,3%.
Как отмечают в ФТС, в стоимостном выражении объем поставок машиностроительной продукции составил 7,756 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем 2011 года на 35,4%, химической продукции – 2,277 млрд. долларов (рост на 28,4%), текстильных изделий и обуви – 1,018 млрд. долларов (+21,3%). Закупки продовольственных товаров и сырья для их производства практически не изменились по сравнению с первым месяцем 2011 года и составили 2,086 млрд. «зеленых».
Напомним, что, по данным ФТС, по итогам 2011 года внешнеторговый оборот РФ составил 821,3 млрд. долларов, что на 31,2% превышает результат 2010 года. В том числе со странами дальнего зарубежья страна наторговала на 698,8 млрд. долларов (рост на 30,7%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ в 2011 году выросло на 25,3% по сравнению с 2010 годом до 210,7 млрд. долларов.
Ведущий аналитик инвестиционной компании аналитик Роман Лещинский рассказал «НИ»: «Росту импорта машиностроительной продукции, железнодорожного транспорта, электрооборудования способствовали инвестиции в нефтяную промышленность, энергетику, инфраструктуру РЖД. А современное нефтеперерабатывающее, энергетическое и транспортное оборудование почти целиком производится за рубежом». Вместе с тем эксперт отмечает, что «физически» роста импорта практически не произошло. Другой инвестиционный аналитик, Григорий Бирг, подтвердил эту оценку: «ФТС дает данные по стоимостному объему, и доли в нем в большинстве случаев изменились не очень сильно, то есть в целом импорт остается на стабильных уровнях. Скорее всего, это связано просто с ростом цен, а физические объемы если и росли, то примерно одинаково», – отметил он «НИ».
Однако, несмотря на успешные финансовые показатели, в целом структура нашей внешней торговли остается архаичной и соответствует стране с отсталой экономикой. Так, основу российского экспорта в прошлом году по-прежнему составили топливно-энергетические товары. Их удельный вес в товарной структуре экспорта достиг 72% (против 70,8% в 2010 году). На долю готовой продукции в нашем экспорте приходится лишь его пятая часть. По этому показателю Россия уступает не только развитым, но и многим развивающимся странам.