Posted 5 февраля 2012, 20:00

Published 5 февраля 2012, 20:00

Modified 8 марта 2024, 06:01

Updated 8 марта 2024, 06:01

Стилистические разногласия

5 февраля 2012, 20:00
В субботу организаторы двух митингов в Москве мерились не только тысячами человек, но и артистами. В то время как на «оппозиционной» Болотной площади готовился спеть Юрий Шевчук под гитару, на Поклонной горе («за Путина») выступила поп-группа «Дискотека Авария». «Проправительственных» музыкантов и представителей киноин

Если с Шевчуком, морозившим себе пальцы, но вполне сносно попадавшим по струнам в песне «Родина», все понятно, то появление одного из лучших российских поп-проектов «Дискотеки Аварии» на «пропутинском» митинге, стало неожиданностью. Первой их песней стало произведение про приближающиеся силы зла, под которыми имелась в виду, очевидно, оппозиция, и хулу по поводу звездно-полосатых флагов (композиция «Зло» вообще-то была записана в 2007 году, и в оригинальный клип на нее вошли архивные кадры разнообразных большевистских деяний: штурм Зимнего, взрывы церквей, в роли «гадины» выступал немецкий фашизм, а Гагарин, Третьяк и Михалков, получающий «Оскара», – очевидно, силы, противостоящие злу). Забавно, что примерно месяц назад в Интернете появился и «самопальный» клип на эту песню, где в качестве отрицательных героев был представлен кремлевский тандем.

Очевидно, что поп- и рок-музыка, по сути, снова размежевались: попса старается дружить с властью, а року, как и в 1980-х, хочется перемен. Никаких комментариев насчет участия в митинге ни на официальном сайте «Дискотеки Аварии», ни в «твиттерах» ее участников ни до, ни после не было. В отличие от презентации гламурной радиостанции, куда группа как ни в чем не бывало отправилась на ночь глядя отогреваться после выступления на 20-градусном морозе.

А «силы зла» тем временем потянулись на другое мероприятие – к Цветному бульвару: в концертном зале «Мир» прошел концерт в поддержку политзаключенных, который с известной долей иронии можно было назвать afterparty митинга «За честные выборы». Рекламы концерта особо не было, но людей собралось много. Виктора Шендеровича еще можно было отнести к активным политическим фигурам, а вот Алексея Кортнева и Юлия Кима – только отчасти.

Человек с гитарой в России еще с «застойных» времен прочно ассоциируется с чем-то полузапретным, чуть ли не крамольным. Вот и лидер «Несчастного случая» (он, как и Ким, выступал сольно, в акустике) отчего-то мигом превратился в диссидента, хотя старательно избегал всяческой политики. «Как вы понимаете, у меня нет песен о нарушениях в судебной системе Российской Федерации, – честно признался Алексей. – Поэтому простите, но буду просто играть концерт, отчасти развлекательный». Единственное, что сказал «в тему», – «сегодня был пиковый день, и наверняка не последний такой».

Впрочем, первая же песня «За что Герасим утопил Му-Му» обернулась казусом, поскольку заканчивается словами «Не зарекайтесь, люди, от чумы, сумы, тюрьмы и участи Му-Мы». Пришлось извиняться: «Я уже начал играть, и только потом понял, что тут есть какие-то аллюзии». В число «тематических» песен вошла и смешная англоязычная версия «Мурки», написанная специально для нашей публики, потому что за границей вряд ли поймут, что такого смешного в фамилии Рабинович. Без нового сильного хита «Шла Саша по шоссе», конечно, тоже не обошлось (Кортнев исполнял ее на одном из митингов в конце прошлого года). Хорошо пошла знаменитая «Снежинка» из спектакля «День радио», в которой поменяли пару строк: вместо «На Лужкова с его юбилеем я кладу 850 раз» ныне поется «Тут обычно я клал на Лужкова, но теперь стало некуда класть».

Второе отделение начал безработный симфонический музыкант Михаил Аркадьев. Конферансье Шендерович сообщил, что Аркадьева уволили с должности главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра за то, что он возмутился, увидев, что Союз композиторов всем скопом зачислили в Народный фронт. Впрочем, позиция музыканта давно была известна, и с ним в итоге не продлили контракт. Скандал был большой, но власти, как водится, опровергли, что тут замешана политика, на том и порешили. Аркадьев сыграл собравшимся Свиридова: «Метель» и «Время, вперед». «Этот композитор никогда политически нас не поддержал бы, но его гениальность сильнее его идей»,– сказал безработный Аркадьев и отработал композицию, служащую заставкой к программе «Время», так, как будто информационная служба Первого канала его последние лет десять ежедневно вдохновляет.

Эффектнее всего получилось выступление Юлия Кима. Если уж в конце 1960-х ему было нечего терять, то сегодня и подавно. Юлий Черсанович вспомнил по случаю пару своих песен, которые он написал, глядя на политические судебные процессы того времени. В том числе «Адвокатский вальс», созданный под впечатлением от процесса над «героями, вышедшими 25 августа 1968 года на Лобное место протестовать против ввода войск в Чехословакию». «Наше время двоякое, – перешел на прозу Ким. – Слава Богу, политзаключенных не так много, как при Брежневе и тем более при Сталине. Сегодня им шьют шпионаж, экстремизм или нарушение налоговых законов». Но и наше время, оказывается, вдохновляет его на «диссидентские пасквили»: помимо восьми строчек в стихах «Я голосую за тандем» (имея в виду Ходорковского и Лебедева), он сыграл «Письмо заключенного олигарха, адресованное Матери-Родине», и «Балладу о вертикали».

Подпишитесь