Posted 30 января 2012, 20:00
Published 30 января 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:49
Updated 8 марта, 05:49
Саммит проходит в непростой обстановке. Высказывались даже предположения, что он вообще может не состояться. Ведь в Бельгии стартовала 24-часовая всеобщая забастовка протеста, вызванная резким сокращением социальных программ в этой стране. Кроме того, буквально в последний момент была изменена программа саммита. Собственно, по этой причине он получил название «неформального». Чрезвычайным он стал еще раньше, когда было принято решение не дожидаться марта, на который на предыдущем саммите ЕС наметили следующий саммит.
Изначально предполагалось, что на нем почти не будет обсуждаться долговая проблема Греции. По крайней мере проблема списания ее долгов частным инвесторам должна была решится до саммита. Но в последний момент греческие власти и инвесторы к компромиссу так и не пришли. Не помогло даже вмешательство министров финансов стран еврозоны. Частные банки и хеджевые фонды настаивают на том, что доходность новых греческих гособлигаций, которые будут выпущены взамен списанных старых, должна составлять не менее 4%. Но экономический лидер Евросоюза Германия категорически настаивает на том, что доходность не должна превышать 3,5%. Иначе немецкий бюджет, из которого, собственно, и будет в значительной мере оплачено списание греческих долгов, понесет слишком большие убытки. Следовательно, на саммите предстоят трудные переговоры.
Долговая проблема Греции несколько затмит иное, вполне радостное событие, которого в руководящих органах Евросоюза дожидались весь прошлый год – создание стабилизационного фонда ЕС размером 500 млрд. евро. На фонд уповает не только Греция, но и прочие проблемные страны ЕС, в частности Испания и Италия. Правда, многие экономисты выражают серьезные сомнения в том, что 500 млрд. долларов хватит для решения всех долговых проблем Европы.
Но больше всего копий, как ожидается, будет сломано вокруг бюджетного соглашения – так называемого фискального пакта, который призван обеспечить как строгую бюджетную дисциплину, так и согласованность экономической политики стран ЕС. Лоббистами этого документа являются власти Франции и Германии – двух наиболее экономически развитых государств Европы, которым главным образом и предстоит спасать проблемные европейские экономики. Однако с «фискальным актом» не согласны или не вполне согласны многие страны ЕС. Категорически против выступает Великобритания. Немало вопросов «фискальный акт» вызывает у стран Евросоюза, не входящих в еврозону, прежде всего Польши. Между тем без подписи британцев и поляков соглашение рискует стать началом не возрождения ЕС, а началом его конца.