Posted 23 января 2012, 20:00

Published 23 января 2012, 20:00

Modified 8 марта, 05:54

Updated 8 марта, 05:54

Универсальная правда

23 января 2012, 20:00
Британский актер Рейф Файнс, он же «Паук», «Английский пациент», «Евгений Онегин», Волан-де-Морт из саги о Гарри Поттере и многие другие, на этот раз предстал в облике современного Марция Кориолана, воина Древнего Рима... В российскую столицу Файнс привез свой режиссерский дебют – фильм «Кориолан» по пьесе Шекспира, в

На все вопросы Рейф Файнс отвечал вдумчиво, уважительно, адресно, без раздражения и насмешки, даже когда вопросы из зала дублировали друг друга или звучали наивно. Конечно, актеру пришлось напомнить присутствующим, что он не первый раз в Москве. Яркие визиты были связаны с чеховской постановкой «Иванова», с «Евгением Онегиным» – фильмом его сестры Марты. Был когда-то на фестивале «Лики любви», которым заправлял Марк Рудинштейн, с фильмом «Английский пациент». Файнс любит Россию, иначе не согласился бы возглавить жюри прошлогоднего кинофестиваля «Зеркало» в Иваново. Там же договорился с Павлом Луниным и Верой Глаголевой, что примет участие в их проектах. Кажется, сгоряча пообещал выучить русский язык. Но до того ли, ведь теперь он в проекте – Джеймс Бонд.

Судьба его фильма «Кориолан» складывалась непросто. Картину показывали в прошлом году в Берлине, год прошел, пока она дошла до зрителей. Причины объяснить не может или не хочет, говорит – не в режиссерской это власти: «Процесс дистрибуции довольно загадочен, режиссер редко может повлиять на дату выпуска фильма».

Файнс – прежде всего театральный актер. Во всяком случае, с театра началась его карьера. С театра начался и этот фильм. Он играл в шекспировской пьесе главную роль. Говорит, что Шекспир – это «наше всё». К фильму «Аноним», поставившему под сомнение существование Шекспира, безразличен. Ему все равно, был это Шекспир или кто-то другой. Сочинитель – гений, а все остальное не имеет значения. «Ведь мы не будем воспринимать «Гамлета» по-другому, даже если будем знать, что эту пьесу написал граф Оксфордский. Хотя, мне кажется, он умер еще до того, как «Гамлет» появился». И все-таки зачем сегодня Шекспир? Насколько актуален? «Мы можем идентифицировать себя с героями пьес Шекспира, они чувствуют то же, что и мы сейчас. Шекспир открыл универсальную правду, понятную нам сейчас, показал трагедию общества, его дисфункциональность, – объясняет Файнс. – Писатели прошлого лучше понимали человеческое сердце, чем современные авторы».

«Кориолан» действительно отвечает на вопросы, как мы живем в социуме, что творится в политике. Особенно режиссеру дорога линия взаимоотношений матери и сына. «Кориолан – фигура очень сложная, трагическая. Я его воспринимал прежде всего как солдата, – говорит актер. – Но рядом с матерью он – другой, послушный сын, мальчик, который хочет, чтобы мама им гордилась. Да и для нее это главное чувство – гордость за сына. Даже за счет его смерти». Но это – кино. В жизни мать Файнса Джини была писательницей (псевдоним Дженнифер Лэш). В семье Рейф был первенцем (всего в семье семеро детей). Мамочка, помешанная на Байроне, Достоевском, Шекспире (!), пересказывала ему и читала их произведения. Рейф оказался очень благодарным слушателем. Он впитывал и, повзрослев, стал тем, кем стал – выдающимся актером, а теперь и режиссером. На вопрос «Зачем вам режиссура?» отвечает: «Я играл в фильмах Спилберга, Кроненберга... Столько разных режиссеров, мне захотелось побыть на их месте». Говорит, что как режиссер «часто хотел актера Файнса уволить, спокойно выбрасывал при монтаже свои эпизоды».

В финале встречи неожиданно прозвучал вопрос о тотальном одиночестве всех персонажей Файнса, о том, связано ли это с его собственным внутренним одиночеством. Актер ответил, что старается так глубоко об этом не задумываться. И, пожалуй, впервые за всю беседу он уклонился от прямого ответа. Хотя признался, что любимый его герой – Одиссей, оказавшийся на чужбине в одиночестве.

Подпишитесь