– Почему вы решили объявить о решении создавать партию именно сейчас, не дожидаясь принятия Госдумой поправок в законодательство?
– Это не спонтанное решение. С самого начала, когда мы создавали «Демвыбор» два года назад, мы ставили себе цель создания партии. Мы поняли, что в стране существует пустота на праволиберальном фланге и большинству избирателей с этими взглядами голосовать не за кого. Первоначально мы пытались реализовать свою идею в рамках партии ПАРНАС, но когда ее руководители после отказа в регистрации приняли решение прекратить дальнейшую борьбу, мы поняли, что надо создавать свою политическую силу. Первоначально мы планировали собрать 40 тыс. человек, как это положено по действующему закону, но после того как президентом было заявлено о снижении требований к численности до 500 человек, мы решили не откладывать решение о создании партии, ведь требуемая численность у нас уже есть.
– А если законопроект о снижении численности не будет принят или в него будут внесены существенные содержательные поправки?
– Мы понимаем, что его прохождение не будет легким. Сейчас мы возьмем паузу на несколько месяцев. Если к весне законопроект не будет принят, мы будем создавать партию по старым правилам, исходя из численности в 40 тыс. человек.
– Почему все-таки вам не удалось реализовать партийную идею в рамках ПАРНАСа?
– Мы пришли в политику для того, чтобы участвовать в выборах. И как только мы увидели, что руководители этой партии в выборах участвовать не хотят, мы решили действовать самостоятельно.
– Следует ли из этого, что идея объединительной демократической партии умерла?
– Напротив, на съезде мы подписали соглашения о сотрудничестве с «Яблоком», предусматривающие, в частности, создание избирательных блоков на региональных выборах. При этом мы понимаем, что у нас могут быть разные позиции по некоторым вопросам: нас больше интересуют проблемы, связанные с налогами, «Яблоко» – проблемы, связанные с социальной справедливостью. Но при этом значительная часть программ, касающаяся демократических ценностей, у нас совпадает.
– О желании создать праволиберальную партию сейчас не говорит только ленивый. Многие аналитики считают, что если их всех зарегистрируют, то партий такого толка окажется так много, что они раздробят электорат между собой и ни одна из них не попадет в Госдуму.
– Я бы не преувеличивал значение проблемы. Если мы посмотрим на тот же левый спектр, то там, помимо КПРФ, можно обнаружить немало организаций, в частности, тот же «Левый фронт». А если требования к численности партий снизятся до 500 человек, их появится еще больше. На мой взгляд, подобная конкуренция «Демвыбору» только на пользу, ведь в конечном счете избиратель проголосует за ту силу, которая будет для него наиболее убедительной.
– Чем «Демвыбор» будет отличаться от этих 5–6 других либеральных партий?
– В первую очередь у нас не партия VIP-персон и не партия политической номенклатуры, которая представляет собой закрытый клуб, где рядовому активисту нечем заниматься. Наше преимущество – работающая политическая организация, поэтому мы ставим цель стать флагманом на праволиберальном фланге.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ БУДЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ
|