В «экстремистской направленности» и намерениях сорвать президентские выборы обвинил правозащитные организации «Голос» и «Мемориал» на расширенной региональной коллегии МВД руководитель УФСБ по Республике Коми Александр Калашников. Он подозревает, что их деятельность финансируется из-за рубежа и «направлена на изменение политического строя в России».
Г-н Калашников, проинформировав коллег из МВД, что ближайшие демонстрации «экстремистов» запланированы на 4 и 24 февраля, отметил, что их главная цель – сорвать проведение выборов президента РФ 4 марта. Зато в действиях сотрудников правоохранительных органов на митинге 24 декабря, когда они прямо во время акции забрали десятерых участников в армию, начальник республиканского УФСБ не нашел ничего противозаконного. По его мнению, силовики «действовали четко в правовом поле».
В ассоциации защиты прав избирателей «Голос» полагают, что обвинения УФСБ напрямую связаны с данными о нарушениях, которые фиксировали ее активисты-наблюдатели на избирательных участках и в ходе всей недавней кампании по выборам депутатов. «Голос» неоднократно выступал с заявлениями по фактам нарушений, – рассказал «НИ» эксперт ассоциации Андрей Бузин. – А когда такие люди ощущают, что их поймали за руку, они порой действуют необдуманно». Так, по данным «Голоса», в столице Коми – городе Сыктывкаре в 69 из 85 участковых избирательных комиссий были подделаны протоколы. При этом вторым номером в региональном списке «Единой России» шел прокурор республики, уже ставший депутатом Госдумы Владимир Поневежский.
В правозащитной организации «Мемориал» связывают свое попадание в «экстремисты» с митингами «За честные выборы». «Когда 10 декабря проходила акция и на ней собралось достаточно много для Сыктывкара людей – 600–800 человек, никто не мог понять, кто организатор, – рассказал «НИ» председатель регионального отделения «Мемориала» в Коми Игорь Сажин. – Тогда мы заявили, что будем следить за соблюдением законности на мероприятии. Так что оказалось, мы и есть единственные организаторы. Следующий раз нам сам бог велел организовать митинг, и мы собираемся теперь подать заявку на 4 февраля».
Член правления «Мемориала» Олег Орлов добавил: отделение организации в Коми – очень активное. «Они неоднократно выступали с жалобами на жестокое обращение со стороны правоохранительных органов, эти обращения были направлены в том числе и в Европейский суд, – рассказал «НИ» правозащитник. – То есть они давно бельмо на глазу у местных властей». Вместе с тем, подчеркнул г-н Орлов, по закону признать организацию экстремистской может только суд. А такого термина, как «организация экстремистской направленности», которым оперирует руководитель республиканского УФСБ, в правовом поле вообще не существует.