– Для чего, по-вашему, создается Лига избирателей? И почему нельзя было ограничиться оргкомитетом митингов «За честные выборы», куда входят многие учредители новой структуры?
– Надо понимать, что она создается не только для выборов. Сейчас речь идет о выборах, поскольку мы проходим электоральный цикл. Потом это будет просто организация активных граждан или партия или движение – как получится, – которое должно заниматься проблемами недовольного среднего класса. Сегодня это Лига избирателей, а завтра – Лига свободы печати.
– В чем ее задачи сегодня?
– На сегодняшний день задача – добиться честных президентских выборов, то есть сделать так, чтобы один кандидат, которого все мы знаем, не был одним игроком на поле.
– Попытки обеспечить честность выборов предпринимались и раньше. В чем ваша новизна?
– Наша новизна в массовом порядке недовольства и массовом количестве профессионалов, которые хотят принять в этом участие. Все проблемы России за последние тысячу лет связаны с тем, что общество, живущее отдельно от власти, не имело никаких инструментов самоорганизации. А попытки навязать их сверху кончались ничем. А сейчас, когда появился Интернет, эта самоорганизация началась.
– Если говорить о практической стороне вопроса, получается, что наблюдателей на выборах будет столько, что их сложно будет, условно говоря, выгнать с участка во время подсчете голосов?
– Я говорю, что в этом обществе появились элементы самоорганизации и любая вброшенная на этот счет информация немедленно становится достоянием общественности. Да, раньше на выборах были наблюдатели, да, было беззаконие, но все это волновало ничтожное количество людей. Сейчас любой факт нарушения немедленно становится широко оглашенным и осуждаемым, и в этом заключается качественная разница.
– Чтобы наблюдателей не удаляли с избирательных участков, многие предлагают нетрадиционный способ – использовать в качестве наблюдателей известных лиц. Готовы ли вы стать одним из них?
– Я готов пойти наблюдателем на выборы, но мне кажется, моя главная задача не в этом. Моя главная задача в том, чтобы в преддверии этих выборов обеспечить нормальную предвыборную агитацию. Потому что главная проблема проявляется не во время самого голосования, а в том, что к выборам не допускаются реальные кандидаты, что кандидату не дают выступать на телевидении и не устраивается реальных дебатов.
– Как вам предложили войти в число учредителей лиги?
– Первыми идею ее создания высказали Борис Акунин и Леонид Парфенов. Далее люди, которые работают в оргкомитете митинга «За честные выборы», во время долгих консультаций и разговоров предложили мне войти в Лигу избирателей, и я в нее вошел.
– Определены ли ваши полномочия?
– Полномочия нам еще только предстоит обсудить. Пока нигде не прописано, чем именно и конкретно мы будем заниматься в ближайшее время. Предстоит решить еще много вопросов, в частности как эту деятельность вести и как ее обставить, чтобы нам по минимуму мешала власть.
– Есть ли уже ясность по поводу первых шагов организации?
– В первую очередь это широкая наблюдательская деятельность, организация сети добровольных наблюдателей, обучение этих наблюдателей. Это обнаружение нарушений при публикации программ, при регистрации, при отчетах о потраченных деньгах.
– Будет ли лига сотрудничать с какими-то организациями, партиями, кандидатами в президенты?
– С действующими кандидатами – безусловно, без контактов с ними работа этой лиги невозможна.
– В последнее время много говорится о переговорах власти и оппозиции. Может ли лига стать площадкой для таких переговоров?
– Вчера Владимир Рыжков довольно ясно дал понять в своем комментарии, что тема переговоров заблокирована властью.
– По-вашему, речь идет о текущем моменте или о долгой перспективе?
– Она заблокирована властью вообще. Никаких переговоров власть вести не хочет.
– Но вы со своей стороны готовы их вести?
– Как можно быть готовым вести переговоры с тем, кто переговоры вести не хочет! Представьте себе, что некая девушка вам публично отказала во взаимности, готовы ли вы после этого пойти с ней на прогулку или в ресторан?