Posted 17 января 2012, 20:00
Published 17 января 2012, 20:00
Modified 8 марта, 05:57
Updated 8 марта, 05:57
В Минздравсоцразвития РФ особо обращают внимание на то, что в этом году процедура подачи заявок стала проще благодаря обновленному сайту «Миграционные квоты». Как подчеркивается во вчерашнем сообщении ведомства, разработчиками усовершенствован интерфейс: теперь у работодателя появилась возможность отослать заявку в уполномоченный орган, отслеживать этапы ее рассмотрения, добавлять заявки на корректировку квоты и другое. Правда, когда «НИ» попытались зайти на этот сайт, он почему-то упорно не желал открываться.
Как бы то ни было, все равно готовую заявку, оформленную в Интернете, надо будет принести в уполномоченный орган субъекта РФ. Заместитель председателя комитета «ОПОРы России» по миграционной политике Евгений Якубовский пояснил «НИ»: «У нас просто не до конца работает механизм электронной подписи. Поэтому процедура такова, что подать документы через Интернет можно, но дальше надо все равно самому явиться, чтобы подать оригинал и поставить определенные подписи».
До 15 октября на основании предложений, собранных из регионов, Минздравсоцразвития направит в правительство документы по определению потребности и установлению квот на привлечение и использование иностранных работников в 2013 году. Напомним, работодатели не смогут привлечь их в случае, если существует возможность нанять на рабочее место россиянина, если не предоставляются гарантии медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников и если предлагаемая заработная плата ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.
О том, что нынешняя система квотирования порочна, уже давно говорят и предприниматели, и чиновники. Одни предлагают ее коренным образом реформировать, другие (в том числе Федеральная миграционная служба) – упразднить вообще. Однако она продолжает действовать. По словам Евгения Якубовского, ей присущи два главных недостатка. «Первый – это, конечно, сама процедура, связанная непосредственно с подачей заявки, – говорит он. – В частности, наличие очередей в центрах занятости, невозможность нормально подать документы, когда даже при незначительных ошибках бумаги не принимаются». Однако вторая, еще более серьезная проблема возникает уже при принятии решения межведомственной комиссией. «Основания для отказа расплывчаты и туманны, они зачастую сугубо субъективны, и сейчас нет никаких законодательных инициатив, направленных на изменение такой ситуации. Межведомственная комиссия оценивает целесообразность привлечения иностранной рабочей силы, но четкой методики такой оценки просто не существует», – утверждает эксперт.
Подтверждений тому, по его словам, множество. «Приведу пример: владельцу ресторана китайской кухни нужны шеф-повара из Китая, – рассказал г-н Якубовский. – Он подает заявку, а межведомственная комиссия отказывает, мотивируя это тем, что он может перепрофилировать свой бизнес. То есть сделать ресторан русской кухни, и тогда привлекать иностранцев не потребуется. Анекдотично, но такова реальность». По мнению предпринимателя, идеально работающая система должна выглядеть так: заявки подаются в течение месяца в электронном виде, информация о них находится в открытом доступе на сайте. Если в течение месяца работодатель не смог занять эту вакансию россиянином, он получает право на привлечение иностранца.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков согласен: нынешняя система вяжет по рукам бизнес. Однако квотирование, как регулирующий фактор, должно быть. «Без регулирования на рынке начинается перекос: работники направляются в одни и те же сектора, – пояснил он «НИ». – Например, все сразу идут в торговлю, строительство и жилищно-коммунальный сектор. Без квотирования нанять работника будет, конечно же, легче и быстрее, но возникает множество проблем. Квоты же создают равномерность: отсекаются отрасли, куда нужно, чтобы иностранная рабочая сила поступала дозированно».
Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев также выступает за сохранение квотирования, по при непременном и серьезном реформировании этой системы. «К примеру, необходим заявительный порядок подачи документов, а не разрешительный, – пояснил «НИ» правозащитник. – То есть бизнесмен извещает, что он берет такое-то количество мигрантов. И все. Систему необходимо сделать простой и удобной, сегодня же в ней нет никакой гибкости, и самое главное – она в высшей степени коррупционна. Разрешительный порядок как раз и ведет к этой самой коррупции. Однако прежде всего необходимо внимательно изучить рынок: определиться, что нужно региону, городу, какие места предпочтительней для мигрантов. К сожалению, сейчас никто всерьез этой проблемой не занимается. Сколько, где, какие работники нужны? Эта ситуация не изучена». Нежелание властей заниматься этой проблемой не только дестабилизирует рынок труда, но и создает серьезное напряжение в обществе, убежден правозащитник. «Это приводит к конфликтам и росту ксенофобских настроений, что очень опасно», – подчеркивает г-н Борщев.