Posted 17 января 2012, 20:00
Published 17 января 2012, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:57
Updated 8 марта 2024, 05:57
Возведение чего-либо, кроме объектов, связанных со спортом и рекреацией, в прибрежно-защитной полосе водоемов запрещено Водным кодексом РФ. Эта полоса шириной от 30 до 150 метров представляет собой фильтр, защищающий воду от загрязнений. Однако нелегальное строительство на берегах стало весьма распространенной напастью. Причем не только в Подмосковье. И в этом смысле ситуация в деревне Похлебайки лишь частный, но в то же время весьма наглядный пример подобных злоупотреблений.
11 января в Похлебайках вновь появились люди с железными столбиками и веревочными ограждениями. Жители близлежащих домов поспешили им навстречу. «Они собирались огородить территорию одного из намеченных в прошлый раз участков, – рассказал «НИ» житель деревни Павел Кошеленко. – Я потребовал предъявить документы, однако ни кадастровых номеров, ни разрешений на межевание у этих людей не было. Вместо кадастрового плана нам показали чистый лист бумаги с произвольно начерченным «участком» – без каких-либо координат или привязки к местности. Тогда я позвонил в полицию и в «Мосводоканал», после чего неизвестные уехали».
На следующий день на место происшествия прибыли инспекторы ГУП «Мосводоканал» в сопровождении сотрудника полиции. Они осмотрели территорию с установленной накануне разметкой и составили акт обследования водоохранного участка.
Находившемуся на месте корреспонденту «НИ» инспекторы сообщили, что не уполномочены давать какие-либо комментарии, однако в частной беседе подтвердили: разметка находится ближе 100 метров от берега, то есть в границах определенной Водным кодексом защитной полосы. Кроме того, на Истринское водохранилище, снабжающее Москву питьевой водой, распространяются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СП 2.1.4. 2625 – 10), согласно которым прибрежный пояс реки является «зоной санитарной охраны». Любая капитальная застройка на этой территории запрещена. «Разрешены только малые архитектурные формы, предназначенные для рекреации – качели, волейбольная сетка, лавочка», – подтвердили «НИ» сотрудники «Мосводоканала».
Лакомый участок берега принадлежит Соколовскому сельсовету Солнечногорского района Подмосковья. Глава сельсовета Алексей Красавин разъяснил «НИ», что полномочий на передачу земельных участков на этой территории в собственность у его ведомства нет. «Данная территория относится к категории земель населенных пунктов, а значит, может только сдаваться в долгосрочную аренду и затем застраиваться, – сообщил г-н Красавин «НИ». – На данный момент никаких нарушений на указанной территории не выявлено».
Многие участки, расположенные в прибрежном поясе Истры, заняты незаконно, но местная администрация на эти факты не реагирует. Равно как и на вырубку деревьев на захватываемых участках и образование мусорных свалок в природоохранных зонах, на которые жалуются Павел Кошеленко и другие жители. «НИ» направили официальный запрос на имя главы Солнечногорского муниципального района Юрия Панкратова, в котором попросили прокомментировать законность происходящего в водоохранной зоне Истры. Но в администрации нас вновь переадресовали в Соколовский сельсовет.
Павел Кошеленко и его соседи пытаются сохранить единственный свободный берег Похлебаек своими силами. «Летом сюда приходит купаться вся округа, приезжают даже из других деревень, – добавляет мужчина. – Мы стараемся поддерживать здесь чистоту и порядок. У берега стоят сосны, ели, березы, многие из которых сажали сами жители. Эти 500 метров земли – наша единственная возможность выходить к Истре. Если эту возможность у нас отнимут, придется ездить за несколько километров, чтобы просто подойти к воде».
После очередного инцидента Павел вновь обратился с заявлением в прокуратуру Солнечногорска, но на скорое разрешение вопроса рассчитывать не приходится. Прошлым летом, когда после публикации «НИ» на многочисленные факты нелегального захвата подмосковных берегов обратил внимание председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, г-на Кошеленко вызывали в прокуратуру для дачи показаний. «Показания я дал, но безрезультатно: уголовное дело так и не завели», – отмечает собеседник «НИ». Помочь жителям Похлебаек отстоять свой берег обещают экологи из организации «Зеленый патруль». «Мы направляем запросы в прокуратуру, привлекаем внимание общественности и СМИ, проводим грамотное консультирование граждан, – говорит «НИ» эксперт организации Вячеслав Федоров. – Как показывает наша практика, если к конкретной проблеме подключается широкий круг людей, ситуацию можно изменить». Однако пока фронт работы большой: по данным правозащитников, число случаев застройки водоохранных территорий в одном только Подмосковье измеряется тысячами и с каждым годом неуклонно растет.
«НИ» будут и дальше следить за развитием ситуации.