Вчера руководитель центра «Антистихия» МЧС России Владислав Болов обнародовал тревожную статистику: число погибших в результате авиакатастроф россиян превысило в минувшем году показатель 2010 года в четыре раза: 152 смертельных исхода против 38 соответственно. В свою очередь число тех, кто пострадал, но все же выжил при крушении авиалайнера, выросло в 2011 году в 1,4 раза (141 пострадавший).
Всем памятна, например, трагическая новость о крушении самолета Як-42 с членами хоккейной команды «Локомотив». Авиакатастрофа произошла 7 сентября 2011 года в километре от аэропорта «Туношна» Ярославской области. Тогда погибли 45 человек, а выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову. Эта катастрофа стала самой крупной за год. Причиной трагедии по результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета явились ошибочные действия экипажа.
«В современных условиях причиной аварийности авиатехники стало сознательное нарушение владельцами предприятий и транспортных средств установленных требований и норм, – разъясняет «НИ» причины сложившейся тяжелой ситуации представитель Ространснадзора Сергей Романчев. – Все это ими делается в угоду получению большей прибыли при минимальных затратах». В числе неблагоприятных факторов г-н Романчев также назвал недостаточные штрафные санкции, применяемые государством за подобные нарушения, а также проверки производства на предприятиях, которые проводятся слишком редко. «Все эти моменты учтены, и предложения об их изменении находятся на согласовании в министерствах», – обнадежил наш собеседник.
У авиационных экспертов свои аргументы. «Проблема связана с разрушением системы обеспечения воздушных перевозок в гражданской авиации, то есть системы производства, создания авиатехники, ее эксплуатации, а также с отсутствием в стране органа, решающего эти вопросы системно», – выразил «НИ» свое мнение летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. По мнению г-на Акименкова, набирающий обороты процесс перехода от отечественной авиатехники к иностранной очень сложен, ведь российская инфраструктура не адаптирована под зарубежную технику. В свою очередь один из независимых расследователей авиационных происшествий пояснил в беседе с «НИ», что «изношенность нашей авиатехники не настолько высока, как об этом любят говорить, а вот организованность полетов и их обеспечение – недостаточны». По словам эксперта, планирование полетов, подбор экипажей и их управление, работа диспетчеров – все это зачастую оставляет желать лучшего.