Жителю города Вакиген (штат Иллинойс) Хуану Ривере было 19 лет, когда его арестовали, а затем осудили по обвинению в изнасиловании и убийстве 11-летней Холли Стакер, жившей неподалеку от его дома. Он был приговорен к пожизненному заключению. Но вот на минувшей неделе, спустя 20 лет после заключения в тюремную камеру, Хуан Ривера был оправдан и выпущен на свободу. «20 лет за стенами тюрьмы. Ох! Теперь я дышу совсем другим воздухом!», – воскликнул чуть поседевший за эти годы Ривера, очутившись за воротами тюрьмы Стэйтвил штата Иллинойс. В тот момент у тюремных стен его уже, разумеется, ожидала толпа людей.
Встретить его приехали его мать и отец, сестра, племянники и племянницы, их дети, его школьные друзья и бывшие соседи. Разумеется, Риверу встречали и корреспонденты газет, радио и телевидения. Однако в тот момент, когда распахнулись двери тюремных ворот, в числе ожидающих не было жены осужденного Мелиссы, которая вышла за него замуж прямо в тюрьме 12 лет назад. В день выхода мужа на свободу его супруга мчалась к нему из их родного города на автомобиле, но машина внезапно сломалась на полпути, и в результате женщина прибыла на место долгожданной встречи с опозданием. «Я была готова ждать его до конца своей жизни. И я ждала, ждала...», – еле сдерживая слезы, сказала Мелисса репортерам.
Свой пожизненный приговор за изнасилование и убийство Холли Стакер Хуан Ривера обжаловал трижды, но всякий раз судьи не признавали генетические образцы осужденного в качестве вещественного доказательства его невиновности, и его апелляции отклонялись. Только после того, как в прошлом году в уголовное дело Хуана Риверы по своей инициативе вмешалась организация, вскрывающая ошибки судебных органов (Center on Wrongful Convictions), ситуацию удалось переломить. Эта организация была образована юристами в 1998 году, и с тех пор с ее помощью удалось добиться оправдания для 34 человек, приговоренных, как и Хуан Ривера, к пожизненному заключению. В их числе оказался, например, Гэри Дотсон – первый в мире заключенный, оправданный на основании анализа данных его ДНК.
Предпринимая последнюю (ставшую успешной) попытку пересмотра приговора Ривере, адвокаты требовали рассмотрения его дела судьями Федерального апелляционного суда. «Предыдущие судебные решения по делу Хуана Риверы основывались на противоречивых, хрупких показаниях свидетелей, увидевших результат преступления. Точнее говоря, оказавшихся на месте преступления после изнасилования и убийства несчастной девочки», – разъяснил «НИ» директор Center on Wrongful Convictions Роб Варден. – Однако доказательства невиновности Хуана Риверы были отклонены». Под этими доказательствами наш собеседник имел в виду как раз отсутствие на месте преступления и на теле жертвы отпечатков молекул ДНК Хуана Риверы. В судебной практике всех штатов страны, кроме штата Иллинойс, в случаях изнасилования отпечатки ДНК являются главным доказательством виновности или невиновности человека.
В результате рассмотрения дела Хуана Риверы Федеральным апелляционным судом, невзирая на действующие в штате Иллинойс правила, генетические образцы подсудимого все же были признаны доказательством его невиновности. Впрочем, прокуратура штата могла опротестовать это решение, и тогда Хуан Ривера продолжал бы сидеть в тюрьме до тех пор, пока не закончилась бы вся эта судебная волокита. Но прокуратура встала на сторону подсудимого. «Мы не стали обжаловать оправдательный вердикт Апелляционного суда. Он основан на неоспоримом доказательстве невиновности Хуана Риверы, по ошибке предыдущих судов отсидевшего в тюрьме 20 лет», – рассказал в интервью «НИ» о мотивах принятого решения прокурор штата Иллинойс Майкл Воллер.
Дело Хуана Риверы теперь находится в центре внимания всей судебной системы штата Иллинойс. По его итогам планируется изменить существующие в штате правила судопроизводства. Сам же Хуан Ривера имеет свои планы. Оказавшись на свободе, Ривера поведал журналистам, что после того, как придет в себя после 20 лет жизни в тюремной камере, обязательно поступит в колледж для получения диплома адвоката. Пока бывший сиделец отдыхает с семьей в ожидании компенсации за все свои мучения. Размер этого денежного возмещения вреда пока не известен.