Белоруссия не только тормознула аукцион по МТС, но устами вице-премьера Анатолия Калинина опровергла информацию еще об одной приватизационной сделке, о которой эксперты говорили весь год. Речь идет о возможной продаже российскому ОАО РЖД Белорусской железной дороги. «Белорусская железная дорога является авангардом всего инфраструктурного комплекса Белоруссии, поэтому вопрос не рассматривался, и не было предложений по продаже БЖД. Я считаю, что это неоправданные предложения», – сказал г-н Калинин. Таким образом, приватизация, на которую Россия, главный и, по существу, единственный покупатель белорусских активов, так долго уговаривала г-на Лукашенко, так и остается по большей части на бумаге. В справке, обнародованной правительством страны, говорится, что из 180 предприятий, выставленных на торги в этом году, продано всего лишь 22.
Самой значительной приватизационной сделкой стала продажа России за 2,5 млрд. долларов оставшейся части белорусской «трубы» – 51% акций «Белтрансгаза», переименованного теперь в «Газпром трансгаз Беларусь». Впрочем, как полагает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев, Александр Лукашенко дал «добро» на эту сделку вынужденно, чтобы выполнить план по приватизации и получить кредит
ЕврАзЭС. «Белорусскому президенту, его окружению, кланам, которые завязаны лично на г-на Лукашенко, приватизация по большому счету не нужна. Она подрывает их власть, идет в разрез с их убеждениями, поэтому я думаю, они на нее будут и дальше идти только в крайнем случае», – сказал «НИ» ученый.
Между тем приватизация в Белоруссии может иметь для Москвы важное пропагандистское значение. По крайней мере, объяснить резкое повышение заработной платы в свежеиспеченном «Газпром трансгаз Беларусь» чем-нибудь иным, кроме желания произвести эффект на газовиков соседней Украины, всеми силами отбивающих попытки навязать им продажу их «трубы» России, крайне сложно.