Сергей Удальцов должен был выйти на свободу в самом конце прошедшей недели, отбыв под арестом 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудников правоохранительных органов. Однако вечером в воскресенье мировой суд вынес ему еще одно наказание – 10 суток за участие в одиночном пикете 24 октября у здания Центризбиркома. Процесс прошел по традиционному сценарию. Оппозиционера обвинили в том, что он организовал незаконный пикет, перекрыл проезжую часть, а в довершение еще и оказал сопротивление сотрудникам полиции. Г-н Удальцов с предъявленным обвинением не согласился. По его версии, 24 октября был одиночный пикет, разрешения на которой законом не требуется, чему есть свидетели и видеозапись.
Но судью Ольгу Боровкову все это не убедило. В ходе оглашения решения гражданскому активисту стало плохо, пришлось даже вызывать скорую помощь, которая доставила его в ту же 64-ю городскую клиническую больницу, где он находился на прошлой неделе. Туда Сергей попал из-за того, что, отбывая первый срок, он более 10 дней держал сухую голодовку (то есть не только не ел, но и не пил) в знак протеста против несправедливого решения суда. Организм его был обезвожен, состояние здоровья резко ухудшилось.
Новое решение не нашло понимания у многих публичных и общественных деятелей, ведь речь идет о третьем аресте подряд. В знак протеста руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев вышел в полдень с одиночным пикетом к мэрии Москвы в надежде, что его примеру последуют и другие. На плакате, который он держал в руках, было написано: «Режим убивает Сергея Удальцова! Свободу Удальцову! Палачей к ответу!». Эта акция не могла не привлечь внимания блюстителей порядка, однако полицейские вели себя с правозащитником корректно. «Они мне говорили, что нельзя стоять в пикете, я отвечал, что можно. Потом они позвали старшего, и он подтвердил мою правоту», – рассказал «НИ» г-н Пономарев. По мнению правозащитника, происходящее с Сергеем Удальцовым показывает, что власть по-прежнему остается репрессивной по отношению к оппозиции. «С одной стороны, они отреагировали на массовые митинги какими-то словами, показав, что становятся более добрыми. С другой – репрессивный механизм как работал, так и работает, хотя никаких оснований для привлечения Сергея к ответственности нет: он стоял в таком же одиночном пикете, как и я. Происходящее – это серьезный сигнал обществу, чтоб оно не расслаблялось: железные челюсти власти все так же сильны», – заявил «НИ» правозащитник.
Ближе к вечеру другая акция прошла на Цветном бульваре у здания Тверского районного суда, который, как вышестоящая инстанция, вправе отменить воскресный приговор мирового суда. Именно туда направлена официальная жалоба. Ее рассмотрение, скорее всего, состоится сегодня. Акция была спонтанной, согласовать ее участники просто не успели. О намерении выйти на улицу через социальную сеть Facebook к 16.00 заявляли более 300 человек. Реально собравшихся оказалось примерно столько же, хотя подсчитать точно, сколько людей стояли во дворах близ суда, было практически невозможно.
Ситуация осложнялась тем, что незадолго до начала акции перед зданием было выставлено оцепление. Объяснялось это тем, что якобы поступил сигнал о том, что там может быть заложена бомба. Под этим предлогом подойти поближе собравшимся не давали. Часть участников акции отошли, другие намеревались подойти с другой стороны, где надеялись обнаружить проходные дворы. И вообще, надо сказать, это место для большого сбора людей не очень удобно. Тем не менее они пришли, хотя разрешения на акцию получено не было. Среди собравшихся были депутат Госдумы Илья Пономарев, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, известные деятели оппозиции Гарри Каспаров и Илья Яшин. Все они выражали солидарность с Сергеем Удальцовым, говорили, что он не один, требовали его освобождения, хотя и не выражали больших надежд на то, что все это поможет арестованному.
Полиция реагировала на это сдержанно. Раздражали стражей порядка только попытки кого-то из собравшихся скандировать «Палачи!» или «Россия без Путина!». Правда, они пресекались самими участниками акции. В самом начале Илья Пономарев попросил их не провоцировать полицию, так что время от времени начинавшие звучать традиционные «кричалки» быстро затихали.
«Сейчас любая активность, любые протесты будут в плюс, они привлекают и повышают внимание к создавшейся ситуации, – рассказала «НИ» супруга оппозиционера Анастасия Удальцова. – Насколько они могут помочь, сказать сложно. Если бы власти хотели хотя бы сделать вид, что они прислушиваются к мнению народа, они бы не стали присуждать Сергею новый арест на следующий день после массового митинга на проспекте Сахарова, где требовали освобождения политзаключенных». Главное, по мнению г-жи Удальцовой, чтобы акции были мирным гражданским протестом, чтобы они не перерастали в драки и потасовки.
Прошедшие вчера акции – не последние. 29 декабря в Москве, Петербурге, других городах России должны состояться уже согласованные пикеты за освобождение Сергея Удальцова.