Базирующийся в США Комитет защиты журналистов опубликовал в четверг доклад о сотрудниках СМИ, находящихся в заключении по всему миру. Число таких узников сегодня достигло максимума за последние 15 лет. Так, согласно подсчетам, во всем мире в местах лишения свободы сейчас находятся 179 журналистов, фоторепортеров и редакторов, что на 20% больше уровня середины 1990-х годов. Больше всего случаев заключения наших коллег за решетку наблюдается в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Наиболее проблемными в этом отношении признаны Иран (42 человека), Эритрея (28), Китай (27), Бирма (12), Вьетнам (9) и Сирия (8). В последнее время этот список пополнила Турция (тоже 8 работников масс-медиа).
На постсоветском пространстве в «антирейтинге» отметились Узбекистан с пятью отбывающими срок журналистами, а также Азербайджан, Казахстан и Киргизия с одним заключенным в каждой из стран. Россия в докладе не упомянута, и, как считают наши эксперты, совершенно напрасно. «Это они нам сделали такой комплимент, – говорит «НИ» руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко. – И у нас тоже сидят. Например, до сих пор сидит Олег Лурье (известный журналист, специализировавшийся на журналистских расследованиях, в 2009 году осужден на четыре года за вымогательство и мошенничество. – «НИ»). Правда, официально журналисты сидят не за свою профессиональную деятельность, а за уголовные преступления. По состоянию на этот момент, в заключении в России находятся двое журналистов, а вообще уголовные дела за период с января по сентябрь этого года возбуждались на 36 человек».
По словам г-на Тимошенко, наиболее «популярные» для осуждения журналистов статьи УК – это 129 «Клевета», 130 «Оскорбление» и – наиболее «перспективная» – статья 282, касающаяся экстремизма. При этом, как считает эксперт, целью власти является не собственно заключение журналиста, а его острастка, «указание ему его места». Как один из последних примеров можно привести задержания 26 сотрудников СМИ во время протестных акций в Москве в первые три дня этой недели, когда журналисты исполняли свои обязанности. Однако это не оградило их от избиений, задержаний и арестов со стороны полиции.