Posted 8 декабря 2011, 20:00
Published 8 декабря 2011, 20:00
Modified 8 марта, 05:49
Updated 8 марта, 05:49
Недавним хитом Рунета стала фотография объявления, в котором «любящий муж и заботливый папа» предлагал встретить клиентку «из роддома на Mercedes-Benz». Как выяснили «НИ», речь шла всего лишь об оригинальной рекламе службы такси. Однако представитель организации сказал, что за счет рекламного хода клиентура у компании за месяц выросла в несколько раз.
На безрыбье
Потенциальный спрос на «близких в аренду» Александр Романов, в прошлом педагог, заметил еще несколько лет назад. По его собственному убеждению, он стоял у истоков такого бизнеса в России. «Потом нашу инициативу нашли интересной и подхватили», – считает Александр, основавший «бюро креативной поддержки и помощи в нестандартных ситуациях». Пример «нестандартной ситуации» и выхода из нее, который предлагает бюро, выглядит так: утром выходного дня к дому неверного супруга на внедорожнике подъезжает группа мужчин в камуфляжной форме и с рыболовными снастями. Это «переодетые» сотрудники бюро. Агенты дружески приветствуют заказчика, отвозят его на безопасное относительно ревнивой жены расстояние, после чего клиент отправляется проводить время с любовницей, а вечером возвращается домой на том же внедорожнике, но уже с «уловом». В компанию Александра за псевдородственниками из провинции, коллегами и друзьями люди обращаются по нескольким поводам. Например, когда опасаются быть уличенными в супружеской измене, хотят «пустить пыль в глаза» своему окружению или нуждаются в правдоподобном объяснении своему отсутствию на рабочем месте.
Большинство подчиненных Романова занимаются «креативной поддержкой» в свободное от основной работы время. «Агенты – это далеко не всегда люди с актерским образованием, – комментирует Александр. – Напротив, таких мы стараемся не брать: переигрывают». Нижний порог цен на услуги агентства – 200 евро. Если сотрудник должен сыграть на встрече выпускников роль успешного супруга клиентки, то цена возрастает до 500 евро за вечер. По словам предпринимателя, развивать бизнес удается за счет крупных заказов: «Как-то просили много родственников на свадьбу, чтобы создать впечатление, что семья принадлежит к богемным кругам. А наибольшую единовременную прибыль нам обеспечила маленькая фирма, которая должна была принять у себя в офисе иностранных гостей. Мы арендовали площадь в «Москва-Сити» и инсценировали работу крупной компании», – говорит «НИ» г-н Романов.
В семью как на работу
Предприниматель подчеркивает, что его «агенты» на амплуа не делятся. Однако в стране немало компаний, предоставляющих специалистов куда более узкого профиля. Например, отцов напрокат. В одной из таких организаций «НИ» рассказали, что временный папа вверяется в пользование матери-одиночке на срок от часа до нескольких месяцев: вполне возможно, что сотруднику придется посещать родительские собрания, ругать нерадивого школьника за плохие отметки и прибивать полки в квартире регулярно. Будет ли «воскресный папа» работать по часовому тарифу или за ежемесячную зарплату, зависит от сложности случая и оговаривается на предварительной консультации, которая стоит от 50 до 150 долларов. Услуга пользуется популярностью. Собеседник «НИ» отметил, что на момент разговора все пятеро штатных «пап» были на заданиях.
Цель услуги, по мнению агентства, – не только создать у окружающих впечатление благополучной семьи, но и «устранить недостаток внимания у ребенка, который растет без отца». При этом агент чаще всего старается общаться с ребенком не как со своим сыном или дочерью, а как с другом. «У нас работают люди с психологическим образованием, которые способны найти индивидуальный подход к ребенку. Однако тематика разговора, занятия, игры, частота и время визитов к детям согласуются с матерями. Если мама хочет убедить сына или дочку в том, что сотрудник – действительно его или ее папа, мы не в праве отказать. Но такого почти не бывает», – добавили в «пункте проката отцов». Приходилось ли агенту исполнять, помимо отцовских, еще и супружеские обязанности, «НИ» выяснить не удалось.
Если друг появился вдруг
Чуть больше года назад в России возникли и агентства, предоставляющие услугу «друг напрокат». Завести сто друзей не так уж и сложно – достаточно иметь сто рублей в кармане. Ну, или 500 – именно за эту сумму сайт rentafriend.ru предлагает часовой разговор по душам, при этом беседа должна длиться не менее двух часов. Встретиться с другом по найму предлагается на усмотрение клиента – или в кафе, или в виртуальной «болталке» ICQ. В последнем случае за первые 15 минут клиент не платит, а если разговор длится дольше (но не более двух часов), он стоит 600 рублей. Алкоголь и интим – под строжайшим запретом. Сайт drygnaprokat.ru за те же 500 рублей в час предлагает клиенту «друзей» в нескольких амплуа. «Экскурсовод» покажет интересные места в незнакомом городе, «тусовщик» составит компанию на отдыхе в модном заведении, «собутыльник» окажет психологическую поддержку в трудной ситуации. У агентства штат из сорока с лишним «друзей», которые живут в разных городах. В основном это девушки и юноши студенческого возраста, однако дамы за 40 также имеются в наличии. Выбрать себе «друга» клиент может прямо на сайте – фотография и краткие анкетные сведения прилагаются.
На один из подобных сайтов наткнулась в свое время 23-летняя Мария. «Почему бы и нет», – решила девушка и, недолго думая, зарегистрировалась. Обращаются к ней главным образом люди до 28 лет, причем чаще мужчины. К «аренде друга» их подталкивает низкая самооценка и недоверие к своему окружению. «Обращались и люди, у которых в жизни очень широкий круг общения, но поделиться переживаниями тем не менее не с кем», – рассказывает «НИ» Мария. Свой способ подработки Мария не афиширует, далеко не все ее реальные друзья о нем знают. Те, кто в курсе, реагируют по-разному: «Большинство не понимают, зачем мне это нужно. Но есть и те, кто искренне интересуется и спрашивает, как начать этим заниматься». Попытки клиентов стать действительно друзьями Мария старается пресекать. «Было несколько клиентов, которые были очень навязчивыми. Кончилось тем, что я просто не брала трубку», – делится девушка.
Татьяна Бабиченко начала оказывать такую услугу, почувствовав, что друзья не прислушиваются к ее советам. «Когда человек платит за общение, он ценит его выше», – считает Татьяна. Основная профессия Татьяны связана с психологией, но, по ее словам, общение с «другом напрокат» принципиально отличается от бесед с психологом. Клиенты психолога четко понимают, что их не устраивает в себе и окружающих, но не могут бороться с этим самостоятельно. А к «другу напрокат» обращаются люди, проблемы которых неочевидны. «Многие хотят просто пройтись по магазинам или посидеть в кафе. Но в процессе шопинга так или иначе какие-то трудности психологического характера всплывают. И я помогаю людям осознать их и сформулировать». Клиентура Татьяны состоит в основном из девушек, проблемы которых связаны с молодыми людьми.
Аренда «друзей», от которых требуется не инсценировка, а моральная поддержка или просто приятная компания, – тенденция куда более новая и, как считают психологи, симптоматичная. «Цельные люди перестают быть нужными – спрос есть только на их функции», – рассуждает глава общества семейных консультантов и психотерапевтов Анна Варга. По ее мнению, одинокому человеку гораздо полезнее выговориться в кресле у психолога, чем полагаться на поддержку незнакомца: «С психологом нужно долго и тяжело работать над собой. Изливая душу первому встречному за деньги, работать не нужно».
Социальный психолог Наталья Варская считает, что ростом популярности «друзья напрокат» обязаны невежеству россиян в вопросах, связанных с решением психологических проблем. «У фальшивого друга нет пугающего названия с корнем «псих», и клиент не испытывает того давления, которое оказывает факт обращения к психологу. Если люди не будут искоренять реальные проблемы, а будут пытаться камуфлировать их, то спрос на фальшивых друзей будет расти», – пояснила «НИ» эксперт. Впрочем, директор Института групповой и семейной психологии Леонид Кроль с коллегами не согласен. По его словам, люди с психологическими проблемами в такие агентства не обращаются. «Их услуги не имеют никакого отношения к психологии и решают другие задачи. Клиенту нужны эмоциональный выплеск и свидетель этого выплеска. Он платит деньги и получает его. С этой точки зрения эти агентства – явление вполне позитивное», – резюмировал эксперт.
Их нравы