Posted 7 декабря 2011, 20:00

Published 7 декабря 2011, 20:00

Modified 8 марта 2024, 05:50

Updated 8 марта 2024, 05:50

Владимир Плющев

7 декабря 2011, 20:00
Вчера состоялась очередная, уже восьмая в текущем регулярном чемпионате Континентальной хоккейной лиги тренерская отставка. Вместо Андрея Тарасенко наставником новосибирской «Сибири» был назначен Дмитрий Юшкевич. Правда, «отставнику» при этом предложили остаться в клубе в должности старшего тренера. А ранее сменили рул

–Большое количество отставок в КХЛ лично меня не удивляет. Более того, могу с большой долей уверенности предположить, что нас еще ждут громкие и, возможно, неожиданные тренерские перестановки. Понимаете, в прошлом сезоне уже в декабре я бы, не сильно боясь ошибиться, мог назвать четыре команды, которые пробьются в полуфинал Кубка Гагарина. Сейчас же все выступают одинаково неровно, а эта нестабильность и раздражает клубных боссов, которые, пока не поздно, спешат внести какие-то коррективы. Руководители, видимо, поняли, что в такой нестабильной ситуации едва ли не у каждой команды есть шанс выступить здорово, но в том случае, если вовремя что-то изменить.

Тем не менее каждая отставка индивидуальна по-своему, и их трудно напрямую сравнивать. Например, самое громкое увольнение осени, несомненно, произошло в Уфе, где опытного Сергея Михалева заменили на Венера Сафина. У меня да и, наверное, ни у кого из специалистов нет ни малейших сомнений в очень высокой квалификации Сергея Михайловича. Он был и остается одним из лучших российских тренеров. И хоккеисты, в минувшем сезоне выигравшие Кубок Гагарина в составе «Салавата», в представлении и рекомендациях не нуждаются. Но вот парадокс: с первых туров такая команда стала показывать кошмарный хоккей, который привел болельщиков просто в шок. И фанаты стали требовать отставки главного тренера! Они привыкли к совсем другим игре и результатам. Приходится констатировать, что даже такому маститому специалисту, как Михалев, не удалось найти общего языка со звездами, в частности, с Александром Радуловым. Возможно, хоккеистам были не по душе принципы и концепция еще советской тренерской школы, которые Михалев вряд ли уже будет менять. Правда, при новом наставнике «Салават» вспыхнул буквально на один-два матча, а теперь снова похож на себя прежнего. Так что в Уфе так и не смогли пока распутать клубок возникших в новом сезоне проблем.

А вот в другом топ-клубе – магнитогорском «Металлурге» ситуация совсем другая. Мне кажется, что Александр Барков с самого начала был обречен на отставку. У него просто нет необходимого опыта, чтобы управлять такой махиной, как «Магнитка». Для этого одного диплома мало. Нужны и определенная харизма, и знания психологии, да много чего еще. В Магнитогорске в один прекрасный момент поняли, что команда не слишком управляема, и передали ее опытному жесткому Федору Канарейкину, который давно уже свой человек в профессии. Мне также было не очень понятно решение руководителей такого брендового клуба, как московский «Спартак», назначивших на пост главного тренера недостаточно опытного Виктора Пачкалина. В отличие от Михалева и Баркова у него, судя по всему, сложились хорошие отношения с игроками. Недаром они ходили к руководству с просьбой не увольнять Пачкалина. Но хороший человек – это, как известно, не профессия. Команда продолжала проигрывать матч за матчем, а зрителей на трибунах становилось все меньше. Мне есть с чем сравнивать. В свое время я был вице-президентом «Спартака». Так вот, когда команда выступала еще в высшей лиге, ее поддерживало куда больше фанатов, чем при Пачкалине. Приглашение словака Франтишека Хоссы, по-моему, тоже не выход. «Спартак» обязательно должен тренировать наставник с именем, хорошо знающий традиции одного из старейших отечественных клубов. Нельзя же на «Спартаке» ставить эксперименты!

Была и еще одна отставка, которая, безусловно, вызвала особый резонанс. Я имею в виду увольнение шведа Бенгта-Оке Густафссона из «Атланта». Можно, конечно, говорить о том, что тренер и хоккеисты в данном случае не смогли понять друг друга, не нашли общего языка, да и вообще «Атлант» – это, мол, не команда Густафссона. Но мне бросилось в глаза другое: насколько слабо мытищинцы действовали в неравных составах, а это один из самых важных показателей ежедневной тренерской работы. И в принципе было слишком много недочетов в организации командных действий. Так что Густафссон действительно ошибся дверью. А вот его более энергичный и эмоциональный помощник Янне Карлссон сумел как-то расшевелить «Атлант». Может, Густафссону не хватило именно элементарных эмоций, чтобы довести свои мысли до сознания игроков?..

В «Автомобилисте» и «Нефтехимике» состоялись, как мне кажется, типично рабочие увольнения. Руководству екатеринбургского клуба, наверное, не очень понравилось, когда их команда в один прекрасный день оказалась на последнем месте в КХЛ. А надо подчеркнуть, что в межсезонье Илья Бякин получил полный карт-бланш на приглашение новых хоккеистов, и его пожелания были выполнены. Но вместо прогресса болельщики и руководство получили регресс. В этой ситуации расставание с Бякиным было неизбежно. «Нефтехимик» в прошлом сезоне под руководством Владимира Крикунова выглядел очень организованной, крепкой командой, о которую любой лидер мог сломать зубы. Насколько я знаю, от Александра Смирнова никто не требовал что-то менять. Требовалось просто поддерживать тот игровой стиль, который уже был создан. Но молодой тренер не справился. Прошлогодний и нынешний «Нефтехимики» – это две большие разницы. В итоге решили опять пригласить опытного наставника Владимира Голубовича. По-моему, здесь все логично.

А в целом ситуация с тренерами в КХЛ лично меня очень настораживает. Не видно у нас какой-то логики. То приглашают тренировать команду совсем молодого человека, который только вчера повесил коньки на гвоздь, то назначают на роль ассистентов не наших молодых специалистов, а иностранцев. Но где и у кого в таком случае может научиться всем премудростям хоккейной кухни способный россиянин? Еще хочется напомнить, что в советские времена функционировала Высшая школа тренеров, в которой читали лекции даже Анатолий Владимирович Тарасов, Виктор Васильевич Тихонов, Владимир Владимирович Юрзинов и другие наши мэтры, а в числе их слушателей был даже Скотти Боумэн. В эту школу можно было попасть только по рекомендации клуба. Поэтому, получив диплом, специалист возвращался в свою команду, где и работал в том или ином качестве. То есть клуб представлял определенные гарантии школе, а она подтверждала, что выпускник получил необходимые знания.

Сейчас, насколько я знаю, в России действуют как минимум три школы хоккейных тренеров – в Москве, Санкт-Петербурге и Омске. Условно они отвечают соответственно за центральный, северо-западный и восточный регионы страны. Но уровень преподавания в них значительно ниже, чем в советские времена. И там уже не выступают с лекциями мэтры тренерского цеха. Кроме того, поступить в них может каждый желающий при условии, если оплатит обучение. И вполне может оказаться, что у такого «выпускника» нет даже среднего образования. Думаю, чтобы оздоровить ситуацию, необходимо вновь создать единую тренерскую школу. Тем самым мы поднимем уровень образования и статус диплома. И учиться в ней нужно как минимум два года. Это же не трехмесячные курсы кройки и шитья! Под крышей этой школы можно будет объединить лучшие преподавательские кадры со всей страны. И туда уже не станут принимать людей с улицы. А после учебы молодым специалистам было бы целесообразно отработать три-четыре года под началом опытного тренера, чтобы понять, а потянет ли он роль главного?..

Подпишитесь