Posted 5 декабря 2011, 20:00
Published 5 декабря 2011, 20:00
Modified 8 марта 2024, 05:52
Updated 8 марта 2024, 05:52
Главный результат выборов-2011, что называется, будоражит. Партия власти, четыре года с жезлом конституционного большинства безраздельно властвовавшая в главном законодательном органе страны, неожиданно сдулась. И конечно, ее стремительный спуск с прежней отметки «65 процентов голосов избирателей» до нынешней «меньше половины» – главная сенсация думских выборов. Но минус 15 процентов предпочтений российских избирателей выглядит несколько абстрактно. А вот если эти проценты перевести в реальную цифру отказавших в доверии «Единой России», то это уже будет минус 15 миллионов граждан. Если же мы хотим узнать абсолютную величину поддержки политической линии партии «Единая Россия», то получится, что из 110 миллионов россиян, имеющих право голоса, только почти каждый четвертый гражданин доверяет ей.
Конечно, есть регионы, которые по установившейся уже традиции голосуют за «Единую Россию» по-советски – почти единогласно. Кавказское предпочтение «ЕР» (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия) и примкнувшей к ним Мордовии уже давно никого не удивляет. Как и четыре года назад, голосующая стабильность тамошних избирателей непоколебима – от 90 до 99,5% голосов. Но на карте голосования у «ЕР» есть не только пики, но и ошеломляющие провалы. Настоящей катастрофой для правящей партии стали результаты выборов в Карелии, Мурманской, Архангельской, Свердловской и Ярославской областях, где голосовавший ранее за них электорат сократился вдвое и ныне составил от 29 до 32 процентов голосов избирателей.
Стоит отметить, что все парламентские партии, пробившиеся и в новую Думу, в отличие от «ЕР», не только не растеряли за четыре года голоса своих сторонников, но и заметно прибавили. Наибольший «прибавочный» процент у КПРФ – 7,5%. У «Справедливой России» – 6,5%, у ЛДПР – 3,5%. Суммарно это почти столько же, сколько потеряла «ЕР» по стране. А это без малого 8 миллионов граждан. И похоже, это невозвратные для «Единой России» потери.
После голосования 4 декабря политическая карта России заметно изменила и свою цветовую гамму. Если прежде на ней повсеместно доминировал синий цвет партии власти, то теперь он сильно подретуширован красными и желтыми красками коммунистов и справороссов. В стране, ранее облаченной в «красный пояс» лишь вокруг Москвы и в Черноземья, появились новые алые одеяния. И пусть по-прежнему первенство любви к коммунистам сохранили за собой орловские избиратели (каждый третий голос здесь отдан за КПРФ), но смена политических настроений среди сибиряков настолько обескураживает, что можно уже говорить о том, что и Сибирь надела «красный кушак». В Новосибирской области «Единая Россия» одержала победу, но не смогла набрать и 35 % голосов, в то время как коммунисты заручились поддержкой более 30% голосов избирателей. В самом же Новосибирске «Единая Россия» оглушительно проиграла КПРФ во всех районах (27,59 % против 34,17 %).
Каждый четвертый из проголосовавших в Сибири и на Дальнем Востоке отдал предпочтение коммунистам (Иркутская, Омская, Сахалинская области, Алтайский, Красноярский, Приморский края, Бурятия, Хакасия), а также каждый пятый житель еще пяти зауральских регионов.
Главный спортивный интерес в выборной гонке-2011 был сосредоточен на результатах двух партий – ЛДПР и «Справедливой России». Почти до самого финиша эти две «лошадки» шли, что называется, ноздря в ноздрю, попеременно обгоняя друг друга на дистанции. И все же финишный спурт вывел вперед (и на третье место в общекомандном зачете) «темную лошадку» под водительством бывшего спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Партия, которой предсказывали лишь трудное преодоление проходного в Думу семипроцентного барьера, превзошла прогноз вдвое. Думскую «бронзу» ей принесли голоса 8,1 млн. россиян (13,2%). То, что в родной для лидера «колыбели» революций и Ленинградской области за новых эсеров голосовал каждый четвертый, не удивляет (а Сергей Миронов даже утверждает, что у его партии самым бесстыдным образом здесь было украдено почти столько же голосов). Удивить может лишь еще более высокий показатель «Справедливой России» в Новгородской, Вологодской и Свердловской областях.
Если сделать простое арифметическое действие, сложив голоса коммунистов и эсэров (позиционирующих себя социал-демократами и входящими в Социнтерн), то главным итогом нынешних парламентских выборов станет вовсе не провал «Единой России», а победный рывок красно-розовых. В нынешних избирательных условиях, где не только в избирательных списках нет реальных правых и правоцентристских партий, но где еще не принимает участия в выборах почти половина населения страны, в перспективе вполне может нарисоваться картина с правящей социал-коммунистической верхушкой. Как бы то ни было, а значительное полевение российского электората вряд ли кто сможет оспорить.
Выборы в оценках кандидатов