Главный финансовый документ страны представили на заседании Совета Федерации председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин и исполняющий обязанности министра финансов РФ Антон Силуанов. Параметры бюджета рассчитаны исходя из того, что нефть марки Urals в 2012 году будет стоить 100 долларов за баррель, в 2013-м – 97, в 2014-м – 101 доллар. Доходы в будущем году ожидаются на уровне 11 трлн. 779,855 млрд. руб., расходы могут составить 12 трлн. 656,444 млрд. В 2013-м бюджет получит побольше (12 трлн. 705,859 млрд. руб.), но и траты возрастут существенно (13 трлн. 730,605 млрд. руб.). Наконец, в 2014 году прогнозируются доходы в размере 14 трлн. 91,831 млрд. руб., а расходы составят 14 трлн. 582,949 млрд. руб. Напомним, в этом году ожидается профицит бюджета в 0,5% ВВП, но потом мы столкнемся с дефицитом. В следующем году он прогнозируется на уровне 1,5% ВВП, через год – 1,6% и 0,7% в 2014-м.
По словам Антона Силуанова, Минфин в 2012 году намерен проводить жесткую бюджетную политику, что как раз и связано с бюджетным дефицитом. Он заявил, что министерство не намерено допускать увеличения расходных обязательств, поскольку понимает: раздувание расходов приводит к дополнительным рискам. «Сейчас наша задача состоит не в том, чтобы говорить о дополнительных расходах, а говорить о том, как нам снизить наш дефицит, который мы считаем в условиях прогнозируемых высоких цен на нефть на 2012 год достаточно существенным», – сказал и.о. министра.
Сейчас Минфин рассматривает проекты бюджетов субъектов РФ на 2012 год. Судя по тому, что о них говорит г-н Силуанов, регионы разговоры о надвигающейся второй волне кризиса пропускают мимо ушей. Минфин, в частности, обеспокоен тем, что некоторые регионы закладывают в свои проекты бюджетов «нереалистичные доходы». И.о. министра призвал сенаторов принять участие в рассмотрении проектов региональных бюджетов, чтобы «они были реалистичными, чтобы не было воздушных цифр, которые будут приводить к нехватке ресурсов и необходимости сокращения расходов». Он добавил, что это самый плохой сценарий развития событий в случае ухудшения общей экономической ситуации в стране. Вместе с тем он призвал руководство регионов не тратить дополнительные доходы, полученные в 2011 году, на новые расходные обязательства, а сохранить для того, чтобы «следующий год мог пройти более стабильно, успешно».
На федеральном же уровне к грядущему кризису, похоже, готовятся всерьез. В ноябре был сформирован финансовый резерв в размере 200 млрд. руб., который в случае «второй волны» будет направлен на социальную поддержку населения. 110 млрд. руб. госгарантий заложены в бюджет на 2012 год. Как ожидается, дефицит будет покрываться из Резервного фонда, объем которого, по оценкам правительства, на конец 2012 года составит 2 трлн. 220 млрд. руб. В целом же, согласно подсчетам, не меняя своих бюджетных обязательств, Россия может направить в 2012 году на борьбу с кризисом средства в размере до 9% ВВП.
Эксперт Лаборатории макроэкономического анализа Высшей школы экономики Дмитрий Веселов считает, что у нас ситуация все же несколько отличается от Европы, где власти действительно вынуждены идти на значительное сокращение расходов. Нынешнее положение дел он сравнил с 2008 годом. «Сейчас похожая ситуация, – сообщил «НИ» специалист. – Развитые страны Европы проводили такую политику, что сегодня, когда им надо стимулировать экономику, им приходится активно сокращать расходы. У нас все же есть хорошая подушка безопасности, которая позволяет нам в перспективе 1–2–3 лет быть готовыми даже к каким-то суровым явлениям в мировой экономике». По мнению ученого, после выборов власти займутся решением проблемы несбалансированности пенсионной системы, и именно это подразумевает жесткую бюджетную политику. «Сегодня это основная проблема нашего бюджета, – пояснил г-н Веселов. – Хотя сейчас было сказано, что пенсионный возраст повышаться не будет, тем не менее в среднесрочной перспективе какие-то плавные шаги властями будут сделаны».
С другой стороны, сейчас страна имеет вдвое меньше резервов, чем в 2008 году. Поэтому, как считают эксперты, сокращать расходы придется, хотя какого-то четкого плана на случай серьезного кризиса у властей нет. «У Счетной палаты была очень здравая, на мой взгляд, идея сделать антикризисный бюджет, – рассказал «НИ» заведующий Лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров. – То есть заранее прописать, от каких расходов мы будем отказываться в случае ухудшения экономической обстановки. Но, как мне известно, такой документ не подготовлен. Конечно, трудно дать точный прогноз развития событий на будущий год, но, если исходить из опыта прошлого кризиса, тогда власти прежде всего отказывались от расходов на капитальное строительство. То есть морозили все крупные стройки и, конечно, было приостановлено дорожное строительство».
Однако подчеркивает эксперт, если говорить в целом, то тогда расходы не сократились, а наоборот, выросли, поскольку спасали все остальное. «Заморозили дорожную программу, но вместо этого пустили деньги на поддержку банковской системы, сельского хозяйства, занятости и так далее, – напоминает г-н Назаров. – То есть были вброшены огромные деньги, намного больше, чем удалось сэкономить на приостановке каких-то программ. Так что опыта сокращения расходов в нашей стране в общем-то пока нет. У нас есть только опыт их наращивания».
Любопытно, что на фоне заявления о «жесткой бюджетной политике» вице-премьер РФ Сергей Иванов рассказал о том, как будут увеличиваться расходы на оборону. Так, финансирование гособоронзаказа с 1 трлн. 769 млрд. руб. в 2012 году увеличится до 2 трлн. 625 млрд. руб. в 2014-м. Оснащение вооруженных сил обойдется государству в 2012 году в 1 трлн. 109 млрд. руб., что на 17% больше, чем в 2011-м. А ведь именно расходы на оборону предлагал сократить бывший министр финансов Алексей Кудрин, чтобы уменьшить дефицит бюджета в 2012 году. Тогда в ведомстве даже подсчитали, сколько денег принесет в бюджет такое сокращение.