То, что дело не будет рассматриваться долго, стало понятно еще в начале заседания, когда представитель прокуратуры заявил о необходимости не только смягчить решение суда Курган-Тюбе (8 с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима) до 2 лет 6 месяцев и 10 дней, но и освободить летчиков. Заместитель прокурора Хатлонской области Толибджон Азимов даже назвал прежний приговор «слишком суровым». И коллегия с ним согласилась. Председательствующий на заседании коллегии судья Алишо Курбонов подчеркнул, что пилоты все же признаются виновными по статьям «Контрабанда» и «Незаконное пересечение госграницы». Однако с учетом объявленной в августе и действующей до сих пор амнистии и уже проведенного в заключении срока с мая 2011 года Садовничий и Руденко освобождаются. Ранее конфискованные самолеты остаются в Таджикистане.
Адвокат Садовничьего и Руденко Гулом Бобоев заявил, что ждал не только освобождения его подзащитных из зала суда, но и их полного оправдания – ведь, как он выразился, «они ни в чем не виноваты». Но и он, казалось, был вполне удовлетворен вынесенным решением. «Еще раз повторюсь, что дело не носит политической подоплеки», – на всякий случай сказал он журналистам, многие из которых ему, конечно, не верили. А сами летчики и представители посольства не скрывали своей радости. Впрочем, больше прошлого и тех, и других интересовало будущее.
Садовничий после судебного заседания заявил о том, что он в целом доволен решением суда, однако выразил свое огорчение создавшейся ситуацией вокруг трудовых мигрантов из Таджикистана. «Самое главное, мы на свободе, но я думаю, что простой народ не должен страдать. Депортация простых таджикских граждан из России неправомерна», – заявил он. Каких-либо критических замечаний в адрес российских властей от него не прозвучало. Он выразил благодарность российскому посольству и советнику посольства Дмитрию Кабаеву. «Только после встречи с ним я почувствовал, что Россия со мной», – сказал он. Как сообщил после заседания коллегии пресс-атташе российского посольства Алексей Степанов, Садовничий прибудет в Душанбе. «Когда он отправится на родину, зависит от его желания», – сообщил Степанов. Президент России Дмитрий Медведев выразил удовлетворение освобождением летчиков. В Эстонии освобождение Руденко приветствовал глава МИД Урмас Паэт.
Хотя по решению коллегии суда летчиков лишили права управлять воздушными судами на 4 года, они, видимо, не будут добиваться снятия с них обвинений. Впрочем, то, что таджикская сторона считает их вину доказанной, а следовательно, не пойдет на дальнейшие уступки, однозначно сказал еще 11 ноября генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода. «Были прослушаны записи переговоров Садовничьего с сотрудниками авиационных служб Таджикистана, где Садовничий несколько раз запрашивает разрешения войти в воздушное пространство Таджикистана и получает отрицательный ответ, – сказал генпрокурор. – После семикратного получения отказа Садовничий говорит: «Прошу разрешить аварийную посадку в Курган-Тюбе, после посадки можете арестовать самолет, пожалуйста, разрешите посадку в Курган-Тюбе аварийно». Таким образом, решение коллегии, видимо, удовлетворит всех. Претензии будут только у владельца конфискованных самолетов – компании Rolkan investmens Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Но, как заявил Степанов, добиваться освобождения Ан-72 Россия не будет. «Пусть на этот счет разбирается сама компания», – сказал он.