Документальное оформление оборонного заказа на этот год завершилось лишь 9 ноября, когда до Нового года оставалось меньше двух месяцев. Сумма контрактов, которые до этого времени «зависали», составила ни много ни мало 280 млрд. руб. При этом многие специалисты называли эти контракты знаковыми. Речь ведь шла, в частности, о сдаче семи атомных подлодок – шести «Ясеней» и одного «Борея». Немыслимая нерасторопность чиновников грозила очередным переносом поставок новейших вооружений Российской армии на более поздний срок, хотя – что очень важно – большая часть денег на их разработку и производство уже затрачены. Причина крылась в затянувшемся споре, который увлеченно вели, с одной стороны, Минобороны, с другой – оборонная промышленность. Предметом раздоров стали цены, которые, по мнению военных, непрозрачны, а потому завышены.
Президент и правительство неоднократно давали поручения разобраться и по возможности «помириться», но их, похоже, не слышали. Дошло до того, что совещание по гособоронзаказу в Архангельске на прошлой неделе оказалось, по сути, под угрозой срыва. Противостоящие стороны просто не смогли исполнить заранее намеченные договоренности, и, как рассказал потом Владимир Путин, многие вопросы пришлось решать «в узком кругу с участием не только первых лиц, но и специалистов». Мирить генералов с директорами властям, похоже, уже надоело. Во всяком случае, премьер, давая распоряжение о создании спецгруппы в минувший понедельник, не скупился на эмоции. «Страна, налогоплательщики выделили на цели обеспечения безопасности государства 20 трлн. руб. Других денег для обеспечения безопасности и обороноспособности страны у нас не будет», – предупредил он.
Путин не скрывал возмущения: «Почему по гражданской тематике, где одной из договаривающихся сторон по контракту является частная компания, не возникает никаких вопросов с ценообразованием? Там все просчитано и все документы представлены. А там, где государственные денежки, там почему-то невозможно посчитать вовремя и в срок!» Вывод он сделал весьма суровый: «Если мы не создадим надежного жесткого инструмента работ по этому направлению, мы сроки сорвем».
В 2012 году Россия потратит на закупку и модернизацию техники и вооружения, на НИОКРы по оборонной тематике небывалую со времен окончания «холодной войны» сумму – 880 млрд. руб. Учитывая, что возрождение военной мощи страны избрано властями одним из главных предвыборных лозунгов, в дальнейшем клятвенно обещано четкое выполнение графика оборонных закупок. Действительно, оборонный заказ – это не только защита рубежей страны, но и существенный социально-политический фактор. Как заявил в разгар конфликта между Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, «запаздывание с размещением гособоронзаказа уже вызвало социальную напряженность в трудовых коллективах оборонных предприятий».
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков на днях заверил, что с гособоронзаказом на 2012 год проблем не будет. «До конца декабря мы фактически подпишем со всеми поставщиками контракты, то есть мы первый раз за всю историю существования гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно», – сказал он. В том, что «в первый раз», министр действительно прав. Несмотря на стремительно растущие ассигнования, заказ хронически срывался. В 2009 году он был выполнен лишь на половину, в прошлом – всего на 70%. А вот говоря о «решении проблем», чиновники изрядно лукавят. Ведь часть оборонного заказа за этот год уже перенесена на следующий.
Так, несмотря на продолжающиеся с лета обещания, до сих пор не подписаны контракты между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку новейших учебно-боевых самолетов Як-130. Только в этом году должно было быть поставлено 11 машин, что, однако, сделано не было. Всего же до 2018 года армия должна получить 65 «яков», но уже в течение многих месяцев изготовитель и заказчик самолета не могут договориться о цене. Точно так же не подписаны и договоры на закупку 24 палубных истребителей МиГ-29К. Общая сумма сделки между тем составляет ни много ни мало – 3 млрд. долларов. По словам заместителя министра обороны Александра Сухорукова, перенесены на следующий год поставки полковых комплектов зенитных ракетных комплексов С-400.
И дело тут не только в ценовых расхождениях между военными предприятиями и Минобороны, это, похоже, лишь вершина айсберга проблем амбициозной программы перевооружения. Эксперты выражают сомнение в самой целесообразности таких астрономических трат, особенно учитывая, что мир стоит на пороге второй волны финансового кризиса. Как сказал «НИ» заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер, «оборонные расходы превращаются в черную дыру, сравнимую с советским сельским хозяйством».
Но и это в данном случае не самое главное, хотя и очень важно для экономики страны в целом. В силу технологической деградации согласование цен еще не означает, что оружие будет требуемого качества и поставлено в ожидаемые сроки. Даже те изделия, которые принято считать вполне современными, вызывают немало вопросов и сомнений. Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко рассказал «НИ»: «Наиболее «продвинутой частью» программы перевооружения является вертолетный сектор. Деньги туда идут исправно, а всего планируется закупить 1 тыс. вертолетов». Значительная доля в этом количестве приходится на новейший боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Военные уже начинают закупки. Однако, как сообщил «НИ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «Ми-28Н в его нынешнем состоянии – «сырой», у него еще не доведен комплекс управления вооружением, а также фактически не работает радар, который позволяет вертолету действовать ночью и в плохую погоду». Недаром Индия, в частности, отказалась от его закупки, предпочтя российский вертолет проверенному американскому «Апачу». Однако наших генералов, похоже, такие «мелочи» не смущают – деньги выделены, надо их «осваивать».
А как порой осваиваются взятые из карманов налогоплательщиков немереные средства, показала, например, летняя история с «ремонтом» атомного ракетного крейсера «Петр Великий» – флагмана Северного флота ВМФ РФ: фирма - подрядчик банально похитила 265 млн. казенных рублей. Как одно из главных ноу-хау гособоронзаказа-2012 Минобороны рекламирует то, что теперь выбирать подрядчиков для исполнения заказа будут не военные чиновники, а предприятия, подписавшие с ним контракт. Однако, по словам Игоря Коротченко, «директора крупных оборонных предприятий и сами вполне успешно нередко создают коммерческие фирмы, через которые благодаря имеющимся связям «пилится» гособоронзаказ».
Вот самый свежий пример. Не далее как во вторник Генпрокуратура РФ сообщила, что директор предприятия «101 Центральный автомобильный ремонтный завод» Минобороны РФ обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями, которые стоили государству без малого 140 млн. руб. Предприимчивый директор перечислил в 2006–2007 годах эту сумму трем фирмам якобы за ремонт передвижных автомобильных мастерских. А когда прокуроры провели проверку, выяснилось, что в штате двух компаний нет ни одного сотрудника, а у третьей в наличии только гендиректор.
Воруют, как видим, не миллионами, даже не десятками миллионов, а сотнями. По оценке президента Дмитрия Медведева, в гособоронзаказе разворовывается каждый пятый рубль. Это уже диагноз. Конечно, нужен контроль и учет, и создаваемая по инициативе премьера специальная группа сопровождения контрактов «от и до», вероятно, в чем-то поможет. Но когда больна вся система, в рамках которой идет взаимодействие Минобороны и «оборонки», точечные меры вряд ли помогут, полагают эксперты. Гособорозаказу нужна коренная реформа.