Posted 7 ноября 2011, 20:00
Published 7 ноября 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:10
Updated 8 марта, 06:10
О том, что открывшаяся в Мадриде выставка – жест щедрости Эрмитажа, говорил директор музея Прадо Мигель Сугаса. «Эрмитаж – это уникальный монумент русской культуры, а наша экспозиция – культурологическое путешествие от дохристианских времен до современной России – от золотых украшений древних скифов до «Черного квадрата» Казимира Малевича, – сказал журналистам Мигель Сугаса. – Это выставка шедевров, каждый из которых сделает нас счастливее. Мы хотели показать Эрмитаж во всем его великолепии и разнообразии, ведь это – уникальный музей и одновременно красивейший дворец». Продемонстрировать великолепное убранство Зимнего дворца призваны картины с изображением его внутренних интерьеров, парадных и бальных залов, а также огромные вазы из малахита, родонита и яшмы, являющиеся украшением дворцовых лестниц, анфилад и галерей. Всю экспозицию предваряют портреты Петра I и Екатерины II – великих правителей, коллекционеров и ценителей искусства.
«Такой большой выставки за пределами России у Эрмитажа еще не было. Она расскажет европейцам об Эрмитаже как об одном из важнейших явлений русской культуры, – продолжил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский (из-за плохого самочувствия он не смог приехать на открытие выставки, гостям показали видеозапись). – Скифское золото, платье императрицы Марии Федоровны, акварели Зимнего дворца – это Россия, которую мы знаем, любим и ценим и которую мы представляем в Испании через Эрмитаж». По словам его заместителя Георгия Веленбахова, этой выставкой музей начинает подготовку к своему 250-летию, которое будет отмечаться в 2014 году. «Фонды нашего музея насчитывают три миллиона экспонатов, и мы отбирали самое уникальное и ценное. Здесь представлено все самое интересное – например, 24 экспоната «Сибирской коллекции Петра I» – самого раннего археологического собрания России, так называемое золото скифов, найденное в курганах Западной Сибири и Саяно-Алтая в XVIII веке; экспонаты из коллекции ювелирных украшений царской семьи, принадлежавшие Петру I и Екатерине II; уникальные экспонаты из разделов античного мира и коллекции Востока».
Самый известный российский музей очень много значит для европейцев, как и город, в котором он находится. Санкт-Петербург был и остается для них символом западной просвещенности в России, а Эрмитаж – хранилищем лучших образцов культурных ценностей, созданных человечеством. Он ведь и называется «музей мировой культуры и искусства», хотя, конечно, искусство России в его коллекции занимает значительное место. «Два музея являются крупнейшими в мире: Прадо – музей живописи, Эрмитаж – музей мировой культуры и искусства. Поэтому идея выставок была понятна сразу – показать музеи именно в этом качестве, – рассказывает координатор выставок «Прадо в Эрмитаже» и «Эрмитаж в Прадо» с российской стороны, хранитель испанской коллекции Эрмитажа Святослав Савватеев. – Этим обусловлен и отбор работ: впервые в истории нашего музея столь большая выставка составлена практически из одних шедевров. По своему качеству она беспрецедентна».
Временную прописку в Мадриде получили картины итальянских мастеров эпохи Возрождения, великих голландских, испанских, немецких живописцев, французских импрессионистов, русских абстракционистов. Среди полотен, представляемых в Прадо, – одна из ранних картин Караваджо «Юноша с лютней», единственная в Эрмитаже и вообще в России работа гениального итальянца, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, «Трое мужчин за столом» Диего Веласкеса, «Святой Себастьян» Тициана (одно из восьми полотен главы венецианской школы XVI века, которые хранятся в Эрмитаже), «Мадонна с младенцем» Альбрехта Дюрера, «Персей и Андромеда» Антона Рафаэля Менгса, творения Яна Брейгеля-старшего, Рубенса и Рембрандта. Испанская публика сможет в деталях рассмотреть безупречную по линиям «Кающуюся Магдалину» венецианского скульптора Антонио Кановы и выполненный в терракоте «Экстаз святой Терезы» крупнейшего скульптора и архитектора XVIII века Лоренцо Бернини. Из других интересных экспонатов – бронзовый бюст Бетховена французского скульптора Эмиля-Антуана Борделла, передающий всю мощь таланта и трагизм судьбы немецкого композитора, мраморная «Вечная весна» Огюста Родена – завораживающая по естественности и грации обнаженных юноши и девушки, слившихся в нежных объятиях и страстном поцелуе.
Эрмитаж обладает уникальной коллекцией французских импрессионистов, и без них мадридская выставка была бы неполной. В залах Прадо сейчас находятся «российские» полотна Клода Моне, Поля Гогена, Поля Сезанна, Пьера-Огюста Ренуара, Анри Матисса. Рядом с ними – три работы Пабло Пикассо, основоположника кубизма, художника, имя которого для каждого испанца означает нечто большее, чем просто искусство. Завершают экспозицию масштабное полотно Василия Кандинского «Композиция 6» – новое слово в абстрактном искусстве, и один из «Черных квадратов» основателя супрематизма Казимира Малевича, созданный на рубеже 1920–1930-х годов и до сих пор вызывающий немало споров.
Организаторы выставки «Эрмитаж в Прадо» предполагают, что рекорд посещаемости выставки «Прадо в Эрмитаже» в Мадриде будет побит. Экспозиция открыта для посещения семь дней в неделю без выходных, с 8 ноября по 25 марта 2012 года.