Впервые помимо международного конкурса (традиционно состоящего из фильмов-копродукций) на фестивале проводился конкурс российского кино. Здесь безусловным фаворитом стал фильм Владимира Котта «Громозека» (лучший фильм и приз актерскому ансамблю). Леонид Громов, Николай Добрынин и Борис Каморзин составили блестящее мужское трио. Лучшей актрисой назвали Ольгу Дыховичную за ее весьма непростую роль в психологической драме Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках».
В международном конкурсе, где участвовало 10 фильмов, главный приз присудили драме «Рай для мамы» (Казахстан–Киргизия) Актана Абдыкалыкова. Сценарий картины написал иранский классик Мохсен Махмальбаф. Возможно, его имя и произвело особое впечатление на международное жюри. «Рай для мамы» оставляет зрителя в депрессивном состоянии, хотя сама по себе история несчастной русской женщины, вынужденной зарабатывать на панели, пока муж-азиат на заработках в России, никак не открытие. Героиня (яркая роль Ольги Ландиной) решается на отчаянный шаг, невзирая на наличие двух сыновей-подростков… Кстати, дети присутствовали почти во всех фильмах программы co-production. Бегут из Украины в Польшу трое чумазых беспризорников в картине «Завтра будет лучше» (Польша–Япония). Попрошайничают у поездов на железной дороге, подворовывают, то есть выживают, как могут. Два часа действия, которые завершаются неизбежной депортацией, сняты на одной ноте, ничего не добавляющей к первоначальному замыслу о «слезинке ребенка».
Приз за лучшую режиссуру достался итальянке Алисе Рорвахер за фильм «Небесное тело» (Италия – Швейцария – Франция). Здесь 13-летняя героиня (визуально очень напоминающая Ленку Бессольцеву – Кристину Орбакайте из «Чучела»), вместе с семьей переехавшая из Швейцарии в южную Италию, ходит в католическую школу и готовится к конфирмации. Довольно прямолинейно сделанная картина о проблемах мигрантов.
Призом за лучшую мужскую роль наградили Павла Шайга в фильме «Выигравший» (Польша – США) режиссера Вислава Саневского. А приз за лучшую женскую роль получила актриса Нино Нинидзе, сыгравшая в картине «И не было лучше брата» (Азербайджан – Россия – Болгария) режиссера Мурада Ибрагимбекова. Нино, дочь Ии Нинидзе («Небесные ласточки»), дебютировала этой работой. В притче Ибрагимбекова партнерами юной Нино стали Сергей Пускепалис и Евгений Цыганов. И на их фоне главная женская роль стала еще более яркой. Зеленоглазая, обольстительная, почти колдунья-разрушительница, такова девушка, разлучившая братьев.
И председатель жюри международного конкурса журналист и писатель Андреа Пьерсанти и глава жюри российской программы, режиссер и продюсер Александр Атанесян говорили о единодушии в принятии решений и о градусе критического реализма и о некоторой безысходности, что присутствовали во всех фильмах обоих конкурсов. Сегодня это общая фестивальная тенденция, социальные проблемы так или иначе интересуют любой серьезный киносмотр. Вот и в Оренбурге в дни форума провели международную конференцию «Европейский кризис идей толерантности и пути выхода из него».