В праздники в Москве сгорели пять машин. Первым пострадал «Мерседес», припаркованный около дома № 34 на Воронежской улице на юге столицы. Как сообщает пресс-служба ГУВД столицы, с него пламя перекинулось на два автомобиля, стоявших рядом. Очевидец происшествия помог полицейским найти поджигателей, отправившись вместе с ними прочесывать район. Им удалось найти одного из злоумышленников, а тот «сдал» остальных четверых.
По данным ГУВД, поджигателями оказались учащиеся полиграфического колледжа. Двум из них 16 лет, двум – 18. Самой старшей и активной в компании оказалась 21-летняя девушка. Она принесла с собой жидкость для розжига, с помощью которой «Мерседес» и подожгли. Девушку удалось задержать только около шести вечера, когда вся компания была уже в СИЗО: по сведениям ГУВД, весь день она провела на «Русском марше» в Люблино. Она и двое других студентов заявили в полиции, что придерживаются праворадикальных взглядов и хотели за что-то «наказать» владельца «Мерседеса». На мобильных телефонах задержанных оказались видеозаписи с поджогами других машин. В совершении 11 поджогов они признались.
Однако спустя день после задержания учащихся поджоги продолжились. В ночь на воскресенье у дома № 91 на Щелковском шоссе загорелись «ВАЗ» и «Тойота». У «Жигулей» обгорела задняя часть салона, у иномарки – моторный отсек. В ГУВД Москвы предполагают, что рядом с колесами обоих автомобилей положили горящие факелы.
По информации пресс-службы ГУВД Москвы, только в Южном округе столицы в 2011 году было возбуждено 38 уголовных дел о поджогах машин. По словам экспертов, за год в Москве сгорает несколько сотен автомобилей. «Количество поджогов остается в течение нескольких лет примерно на одном уровне, – рассказал «НИ» независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. – Жгут в разных городах, и дорогие автомобили, и дешевые. Хочется, может быть, подороже сжечь, но боятся, что потом будут проблемы с хозяином». О том, что статистика по поджогам машин «резких всплесков не дает», в 2008 году сказал и глава МВД Рашид Нургалиев. Тогда автомобилисты, регулярно слыша в новостях о поджогах, стали даже дежурить во дворах.
Как рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, автомобили в Москве горят гораздо чаще, чем правоохранительные органы возбуждают по фактам поджогов уголовные дела. «Нередко в полиции не принимают даже заявление и говорят: «Хорошо, что вас самих не сожгли», – говорит Виктор Травин. – Даже если есть заключение экспертизы пожарных о том, что машину подожгли, в полиции могут все свалить на загоревшуюся проводку». В таких случаях, по словам Виктора Травина, нужно жаловаться на бездействие полиции в прокуратуру. Но даже если уголовное дело заведут, поджигатели, вероятнее всего, останутся на свободе. «Тысячи машин сгорают, а ловят двух человек», – говорит Виктор Травин. По его словам, если сгоревшая машина была застрахована по КАСКО, компенсацию должен выплатить страховщик, если машину подожгли на стоянке, с которой владелец заключил договор хранения, оплаты ущерба можно добиться через суд. В других случаях пострадавшим придется ждать, когда поймают злоумышленников.
Сообщения о том, что поджигателями машин оказались националисты, в СМИ появляются регулярно, а сами ультраправые в блогах называют поджигателей «Робин Гудами из Бутово». Между тем директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что в среде националистов отношение к поджогу автомобиля как к подвигу не очень распространено, «иначе таких случаев было бы гораздо больше». Как он рассказал «НИ», новостей о поджогах машин одинаково много как на сайте националистов «Правые новости», так и на «Черном блоге» антифашистски настроенных боевых анархистов.
Заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин отметил в беседе с «НИ», что какой-либо социальной группы или субкультуры, которая бы одобряла идею поджога машин, в российском обществе нет. «Их совершают отдельные люди с неуравновешенной психикой», – считает собеседник «НИ». По мнению социального психолога Натальи Варской, среди россиян «очень много» людей, которые способны поджечь чужую машину. «Это те, у кого нет машины и кто обозлен, что другие люди живут лучше, – рассказала она «НИ». – В основном это люди с низким уровнем образования, которые ничего не делают, чтобы сделать его выше».