В джазе только девушка

3 ноября 2011, 00:00
Девушка по имени ZAZ – настоящее открытие Интернета последних лет. Особой любовью к ZAZ проникся за минувший год русскоязычный сегмент Всемирной паутины: ссылка на клип, где она вместе со своими музыкантами выступает на улочках Парижа, активно передавалась через социальные сети, и не только. Приятная музыка, необычный

Изабель Жеффруа, по случайному совпадению взявшая себе в качестве псевдонима аббревиатуру Запорожского автозавода, на самом деле долго зарабатывала пением на улочках Парижа. Под небом Монмартра девушка выглядела столь органично, что когда композитор Керредин Солтани в поисках вокалистки с хрипловатым голосом наткнулся на Изабель, в клип особенно вкладывать деньги не пришлось: видео на песню Je Veux снято «одним кадром», и это действительно уличное выступление в Париже, в окружении толпы зевак.

ZAZ шла наверх постепенно: сначала, понятное дело, ее заметили в родной Франции (кстати, в этом году она уже получает престижные национальные премии), затем в Европе и СНГ. Это тот случай, когда легкая, приятная и неглупая музыка со свободолюбивыми текстами о приоритете хорошего настроения и любви над деньгами и лимузинами «цепляет» людей в разных странах. Ну а для нас французская песня всегда была эдакой «изюминкой», безусловным шармом. Кстати, интересно, что ZAZ уже приезжала в Россию в 2008-м с концертами на… Дальний Восток: тогда девушка еще не была столь известной и хваталась за разные, во многом случайные проекты, которые ей предлагали.

Нынешние гастроли – это уже триумф. При этом ее песни присутствуют в российских ротациях, но очень умеренно. Главный способ раскрутки уличного музыканта XXI века – Интернет. В «Крокусе» перед концертом сновали девушки в свободной одежде, клетчатых рубашках на четыре размера больше необходимого, с чем-то повязанным на голове, символизируя собой творческий урбанистический релакс, свойственный ZAZ.

В Москве Изабель начала петь еще за сценой, но вскоре выскочила к зрителям буквально вприпрыжку, в коротком черном платьице и в разноцветной желто-красной обуви. Она была похожа, кажется, сразу на всех очаровательных героев советских мультиков – и на Дюймовочку, и на Мальвину, и на всех остальных вместе взятых персонажей, включая Зайца из «Ну, погоди!». Эдакая квинтэссенция положительных образов.

Музыкальная составляющая концерта включала в себя шансонно-джазовые композиции. Начала ZAZ с Les Passants – второй по популярности ее песенки. Контрабас, клавиши, гитара – набор музыкального эстета (правда, контрабасиста смешанных кровей с запоминающейся внешностью, известного публике по клипам, почему-то заменили на другого). Если в двух словах, то это элегантное, красивое, душевное и спокойное музыкальное кабаре. Иногда в этот достаточно выверенный стиль добавляются медитативные нотки, иногда – этника. Например, к той же Je Veux, исполненной в финальной части концерта, Изабель добавила этническую интродукцию с применением поющей чаши (привет Непалу и Индии).

Надо сказать, в концерте при желании можно было найти элементы восточных духовных практик. Девушка, например, вдруг заставляла зал кричать: «Иногда люди хранят в себе эмоции по 10–20 лет, иногда с ними умирают. Я хочу, чтобы вы издали самый дикий, самый животный крик. Сделайте мне подарок!» И настаивала, что животную страсть надо испускать из самого низа живота. Певица то погружала публику в состояние релакса, то, наоборот, металась по сцене, изображая львицу в клетке, вооруженную барабанными палочками, кидающуюся на первые ряды.

Вообще, ZAZ не подкачала в плане общения с публикой, как и подобает приличному уличному музыканту. «Несколько лет назад я поняла: для того чтобы быть счастливой, я должна любить себя», – произнесла она по бумажке на ломаном русском под аплодисменты зала. А когда русские слова закончились, попыталась найти в первых рядах переводчика. Фанатки французским, как оказалось, владели, но на какой-нибудь фразе непременно «спотыкались», и тогда Изабель приходилось искать нового переводчика. «Четыре или пять утра… Вы чувствуете запах свежего хлеба на улице… Но улица – это не только творчество, улица – это жестокий мир», – доносила она свою нехитрую философию до российской публики, среди которой, кстати, не было никаких пафосных VIP-персоналий. «Вставайте! Вставайте!» – настаивала ZAZ.

Музыкантов обычно принято «мерить» каким-то уровнем: будь то уровень исполнительского мастерства или стадия звездной болезни. В шоу-бизнесе слишком много пафоса, как правило, дутого. Пафос, к счастью, постепенно уходит – это тенденция мировая, и российская в том числе. Участники этого бесконечного шоу тщеславия становятся менее интересными широкой публике и сами себя превращают в клоунов. В век Интернета настоящим кумиром может стать, в сущности, любой. ZAZ – из числа тех, кого просто приятно послушать и от кого можно зарядиться «натуральной» энергией.

#Новости #Культура
Подпишитесь