Только за девять месяцев текущего года произошло 15,4 тыс. аварий с участием детей. В них лишились жизни 726 детей, причем больше половины из них (414) были в момент ДТП пассажирами, а не пешеходами. «В этом году дети действительно стали чаще гибнуть именно в салонах автомобилей, в прошлые же годы показатель детской смертности на дорогах стабильно снижался», – подтвердили «НИ» в пресс-службе ГИБДД России. Ранения в этом году получили около семи тыс. детей-пассажиров, что тоже выше показателей прошлого года на 3,7%.
Однако эксперты сомневаются в достоверности даже этих пугающих данных и предполагают, что реальная беда намного масштабнее. «Я не верю полицейской статистике, – говорит «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Инспекторы ГАИ всегда занижают свои показатели. Такими подсчетами должны заниматься независимые организации, к примеру Росстат». Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин тоже полагает, что российская система подсчетов смертности на дорогах далека от мировых стандартов. «У нас погибшим в аварии считается только тот, кто умер непосредственно на дороге. Тому, кто скончался в больнице спустя три дня после аварии, медики пишут в причинах смерти какую-нибудь сердечную недостаточность, а не ДТП», – аргументирует свою позицию г-н Блинкин.
«Масштабы детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему недопустимо высокие», – заявил вчера начальник ГУОБДЖ МВД РФ Виктор Нилов. По его словам, во всех авариях с детьми виноваты взрослые, которые не обеспечили безопасность ребенка в транспорте или сами нарушили Правила, находясь за рулем автомобиля, в котором ехал ребенок. Представители управления напоминают гражданам о необходимости оснащения своих автомобилей автокреслами для детей. Исходя из результатов исследований, в специализированных сиденьях шансы выжить в ДТП у ребенка увеличиваются в 2,5 раза. В МВД видят проблему и в плохой осведомленности самих детей о правилах безопасного поведения на дороге. «Воспитывать молодежь, конечно, надо, но это дело не первой важности. Главная проблема в нормативно-правовых инструкциях, – считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Западные кодексы различают неосторожное вождение и опасное. В первом случае карают штрафными санкциями, во втором водитель привлекается к уголовной ответственности. Причем независимо от того, повлек за собой аварию такой стиль вождения или нет. У нас же говорят, что водитель «не справился с управлением автомобилем», что практически снимает его моральную ответственность за происшествие».
Эксперты уверены, что истинных причин растущего количества аварий и случаев гибели в них детей не знает никто. «Условия, способствующие ДТП, по закону должны искать сотрудники ГАИ, чего им делать совершенно невыгодно. Ведь устранение этих причин повлечет за собой и уменьшение общего количества нарушений, что сильно скажется на кармане дорожных полицейских», – резюмировал Виктор Травин.