Posted 1 ноября 2011, 13:51

Published 1 ноября 2011, 13:51

Modified 8 марта, 06:13

Updated 8 марта, 06:13

«Мегафон» просит прекратить производство по иску союза потребителей

1 ноября 2011, 13:51
Сюжет
Суды
«Мегафон» просит прекратить производство по иску союза потребителей

Представители ОАО «Мегафон» обратились в Замоскворецкий суд Москвы с просьбой прекратить производство по иску Союза потребителей России в связи с утечкой в свободный доступ SMS-сообщений клиентов этого сотового оператора, сообщил РАПСИ представитель истцов Игорь Чернов.

«В ходе заседания представители «Мегафона» заявили два ходатайства о прекращении производства по иску. Суд рассмотрит их на следующем заседании, которое состоится в среду», - отметил он. И добавил, что ответчики мотивировали свои ходатайства процессуальными моментами, и считают, что Союз потребителей вообще не имел права обращаться в суд с подобным иском.

По словам Чернова, ответчики предоставили суду результаты экспертизы, а также свои возражения на иск, в которых они утверждают, что отправка SMS с сайта не является оказанием услуг связи.

Напомним, что в июле этого года при определенном запросе крупнейший российский поисковик «Яндекс» выдавал список из нескольких тысяч SMS, отправленных с сайта «Мегафона». Помимо текстов сообщений в открытых источниках были опубликованы и мобильные номера адресатов.

По мнению Союза потребителей, действия «Мегафона» нарушили право абонентов на неприкосновенность частной жизни, тайну сообщений, право на конфиденциальность персональных данных, а также на качество услуг связи. «Признание указанных действий противоправными несет важное значение для защиты прав абонентов, которым распространением сведений об их личной жизни и раскрытием тайны сообщений был причинен моральный вред», - говорится в исковом заявлении. В союзе полагают, что «Мегафон» нарушил положения Конституции РФ (тайна переписки), закона «О связи» (тайна связи), а также закона о персональных данных.

В «Мегафоне» отмечали, что информация, которая стала общедоступной, не содержит персональных данных (только номера абонентов-получателей без привязки к их ФИО). И отмечает, что вскоре после обнаружения утечки, все сведения были удалены из поисковой системы по требованию оператора.

Также «Мегафон» решил предоставить абонентам, пострадавшим в связи с публикацией текстов сообщений, бонусные SMS или минуты разговора (по выбору), количество которых определялось для каждого абонента индивидуально, а также в зависимости от региона. Также абонент мог бесплатно выбрать новый номер мобильного телефона.

Новость об утечке текстов SMS-сообщений абонентов «Мегафона» быстро разошлась по интернету. В течение нескольких часов после того, как факт утечки стал широко известен, тексты сообщений и номера телефонов абонентов были удалены из поисковой выдачи «Яндекса», но за это время некоторые пользователи успели создать базы сообщений и номеров.

В целом в открытый доступ попало порядка 8 тысяч поисковых объектов, которые содержали информацию о 2,5 тысячи телефонных номеров сети "Мегафон".

В «Яндексе» появление в открытом доступе SMS-сообщений объяснили отсутствием на сайте «Мегафона» специального файла robots.txt., в котором администратором сайта прописывается запрет на его индексацию.

В «Мегафоне» же заявили, что к инциденту может быть причастен «Яндекс», поскольку сообщения проиндексировались только в этой поисковой системе. «Мегафон» проводит расследование обстоятельств случившегося, к которому, помимо технических специалистов оператора, привлечены эксперты по информационной безопасности из других компаний.

Как писали «НИ», арбитражный суд Москвы привлек ОАО «Мегафон» к административной ответственности и оштрафовал компанию на 30 тысяч рублей за утечку в интернет текстов SMS-сообщений своих абонентов.

Обстоятельства утечки SMS-сообщений заинтересовали Следственный комитет (СК) РФ, который решил провести проверку инцидента.

Добавим, что 25 октября в СМИ появилась информация об утечке личных данных 1,6 миллионов абонентов мобильного оператора МТС. Пострадали пользователи из регионов Санкт-Петербурга и Башкирии. Как только оператору стало известно о происшествии, он принял меры по ужесточению правил работы с данными. Об инциденте был проинформирован Роскомнадзор, заместитель руководителя которого также оказался среди пострадавших.

Ссылку на базу данных обнаружил в спаме социальной сети «В контакте» житель Уфы Федор Пономарев. Он зашел на указанный сайт по адресу zhiltsy.net и нашел там свой старый номер МТС, которым уже не пользуется, а также актуальные номера своих друзей. 23 октября уфимец написал жалобу в Роскомнадзор.

Т.

Подпишитесь