Московский центр борьбы с пробками задался вопросом: сколько людей погибают из-за того, что к ним не успевает машина «скорой помощи», застрявшая в пробках. Эксперты отправили запросы нескольким ведомствам – в департамент здравоохранения Москвы, начальникам столичных ГИБДД и ГУВД, а также в МВД. Везде признались, что такой статистики не ведут. Между тем цифры могут быть ошеломляющими. «Количество умерших людей из-за опоздания «скорой», простоявшей в пробке, может измеряться даже не тысячами, а десятками тысяч», – заявил «НИ» руководитель центра борьбы с пробками Александр Шумский, отправлявший запросы в ведомства. Он утверждает: «Когда цифры станут точно известны, люди ужаснутся и задумаются над проблемой, которая сейчас игнорируется».
Г-н Шумский рассказал «НИ», что методы подсчета опоздавших из-за пробок «скорых» могут быть разными. Сейчас время прибытия машины регламентирует приказ Минздравсоцразвития №179 «О порядке оказания скорой медицинской помощи», в котором прописывается, что «скорая» должна приехать на вызов за 20 минут. Если машина не уложилась в 20 минут, нужно зафиксировать, почему она опоздала. Если причина в том, что «скорая» стояла в пробке – это должно идти в статистику. Наш собеседник также предположил, что помочь учитывать потерянное в пробке время должна и видеозапись, по которой можно с точностью до минуты отследить время простоя «скорой» в пробке. По мнению г-на Шумского, статистикой должен заниматься департамент здравоохранения. Чтобы побудить ведомство вести учет, эксперты собираются обращаться в прокуратуру.
По мнению Александра Шумского, основная причина опоздания «скорых» – отсутствие культуры поведения на дорогах. «В Германии, например, от «скорой помощи» водители прямо отскакивают, а у нас она часто ползет как-то бочком или стоит в ожидании в общем потоке машин», – добавляет эксперт.
Между тем сами врачи «скорой» считают, что эксперты проблему раздули. «Из-за пробок «скорая» опаздывает очень редко – дежурные пункты располагаются так, что доехать за 20 минут реально», – рассказал «НИ» председатель независимого профсоюза работников «скорой помощи» «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков. По словам г-на Белякова, если задержки происходят, то только из-за перегруженности «скорой» вызовами или из-за нерадивых диспетчеров. «Сейчас люди стали вызывать неотложку на каждый чих – им просто лень вызывать участкового», – считает г-н Беляков. По его словам, проблем добавляет и тот факт, что наплыв вызовов, как правило, идет волнами. «В субботу была моя смена – мы не вылезали из машин, – рассказал Беляков «НИ». – В воскресенье волна спала, а потом приехали дачники, и в ночь на понедельник мы опять зашивались». Дмитрий Беляков надеется, что справиться с волнами вызовов помогут появившиеся недавно машины неотложной помощи, но пока толку от них мало, результат их работы будет виден зимой. По словам г-на Белякова, добавляют проблем «скорой» и нерадивые диспетчеры, которые отправляют машины из одного конца Москвы в другой или по неудобному маршруту. В таких случаях, как только появляется другая свободная машина, вызов дублируется.
Развеял г-н Беляков и наблюдения экспертов по поводу «скорых», якобы стоящих в пробках вместе со всеми: «Это происходит, когда у «скорой» нет вызова, и машина пустая. Тогда мы не имеет права нарушать ПДД – движемся со всеми. Часто можно увидеть, как вдруг проблесковый маячок и сирена на машине включаются – это значит, что вызов поступил. Тогда «скорую» нужно пропустить».
Не могут пожаловаться работники «скорой» и на нерадивых водителей. «После ряда наших заявлений автолюбители стали учтивее и карету «скорой помощи» пропускают. Если могут», – добавляет наш собеседник. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин подтвердил «НИ» эту тенденцию: «Все мы нормальные люди, «скорую» пропускают так, что лезут друг другу на голову, другое дело – не всегда есть возможность просто отъехать куда-то: так все бывает на дорогах забито».