Posted 9 октября 2011, 20:00
Published 9 октября 2011, 20:00
Modified 8 марта 2024, 02:07
Updated 8 марта 2024, 02:07
В начале учебного года в ряде московских школ ученикам выдали красочные дневники. Однако при внимательном рассмотрении в них обнаружился ряд ошибок. Так, рядом с текстом об Архангельском соборе стоит фотография собора Успенского. На Тверской улице, согласно информации в дневнике, располагается не мэрия, а здание Моссовета. Дворец Советов, оказывается, собирались строить не на месте храма Христа Спасителя и бассейна «Москва», а на месте гостиницы «Россия». А подпись к фотографии Аптекарского огорода почему-то рассказывает о Главном Ботаническом саде РАН.
Издатели дневника утверждают, что ошибками это считать нельзя. «Некоторые неточности в текстах появились от того, что для объяснений исторических фактов отведено всего несколько строк, – пояснила «НИ» заместитель генерального директора издательства «Олма Медиа Групп» Елена Ширшова. – В частности, ансамбль Московского Кремля включает в себя Архангельский и Успенский соборы, близкие по своей архитектуре, построенные практически в одно историческое время. Речь в тексте разворота идет непосредственно как об Архангельском соборе, так и о строительстве других архитектурных памятников на Соборной площади. Мэрия Москвы на Тверской называлась Моссоветом с 1917 по 1993 год, и мы хотели лишь отметить этот исторический факт. Что касается Дворца Советов, то историки настаивают на том, что его строительство планировалось в разных местах. На месте храма Христа Спасителя его строительство было невозможно по инженерным причинам: котлован уже начало заливать водой. Фундамент под здание уже начали строить в Зарядье, а потом его использовали для гостиницы «Россия». Тем не менее все замечания будут учтены при следующих выпусках».
По словам издателей, сейчас привлечены редакторы и историки, которые помогут выяснить, можно ли считать эти ляпы реальными ошибками. «Дневник выпускается с 2008 года, а какие-то претензии к контенту начали поступать только сейчас», – отмечает Елена Ширшова, добавив, что создание «теста на внимательность» не входило в планы издательства.
Интересно, что похожий казус произошел несколько лет назад в Новороссийске. В начале учебного года местным школьникам вручили в подарок бесплатные дневники, в которых обнаружился ряд орфографических ошибок. Например, на страничке «Личные данные ученика» было напечатано «медицинские противопокОзания», в существительном «мелочь» забыли написать мягкий знак, а значение слова «фИмилии» до сих пор осталось загадкой. Местное управление образования быстро нашло выход из положения, объяснив, что ошибки в дневнике – это тщательно спланированная акция, цель которой – повышение уровня грамотности среди учеников. Был даже объявлен конкурс «Самый грамотный ученик», приуроченный ко Дню учителя. Для победы надо было найти восемь орфографических и десять пунктуационных ошибок в дневнике.
Эксперты говорят, что опечатки и ошибки в учебной литературе в последние годы стали встречаться реже. «Содержимое учебников обновляется нечасто, поэтому у корректоров и редакторов есть возможность исправлять все ляпы к следующему изданию, – рассказал «НИ» председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Константин Ушаков. – К сожалению, полностью победить эту проблему не удается». Существует даже классификация ошибок в учебной литературе. Самые страшные ляпы – фактические, например в одном учебнике было сказано, что Индия – это материк. Вторая категория ошибок – это справочные ляпы, как правило, касающиеся точной длины рек, высоты гор, численности населения стран и прочих статистических данных. Редакторы выверяют эти сведения по энциклопедиям, но в них часто указывается несовпадающая информация. Например, длина Волги по данным разных справочников отличается на пять километров. Еще одна категория – это полиграфические ошибки. Эксперты вспоминают случай, когда в учебнике предлагалось назвать треугольники, закрашенные зеленым цветом, а из-за типографской ошибки все треугольники были синими. «Бороться с этим можно только одним способом – усилить контроль над издательской продукцией, привлекая не только Минобрнауки, но и представителей общественности», – полагает г-н Ушаков.