Быть всегда готовым

28 сентября 2011, 00:00
Есть профессии, изначально предполагающие готовность к самопожертвованию и подвижничеству. Одна из них – профессия актера. Даже самые удачливые из них не могут признать свою судьбу абсолютно успешной: множество ролей остаются желанными, но по разным причинам несыгранными. И у мужчин, но особенно у женщин. Об этом снова

Музейщики говорят, что в любой, самой обширной экспозиции представлено не более 5–7 % всей коллекции. Остальные экспонаты находятся в запасниках, где их не только охраняют, но и берегут от излишней влажности-сухости, перепадов температуры и яркого света до той поры, когда они будут востребованы. Наступит момент, и они предстанут перед зрителями во всем великолепии, но в театре все по-другому. Пропущенные роли могут никогда не возвратиться. Слишком длительные паузы не менее опасны, чем чрезмерная загруженность в репертуаре, особенно сегодня, когда существует столько соблазнов. Вот почему так важно для актеров постоянно сохранять форму и быть готовым к любым испытаниям.

Режиссер Олег Форостенко и пять актрис, скажем прямо, не слишком загруженных в репертуаре, вместо того чтобы бегать по кабинетам и добиваться ролей, нашли пьесу, кстати, давно опубликованную, но почему-то не заинтересовавшую другие столичные театры, и вне плана, на свой страх и риск, приготовили спектакль, который поддержал художественный руководитель театра Римас Туминас.

Сюжет пьесы Эдлиса прост. Харьковский драматический театр отправляется на гастроли в Москву. Четыре его актрисы разного возраста оказываются в одном купе. Между ними сложные взаимоотношения: каждая из них в свое время была близка с главным режиссером. Но не надо думать, что их поведение объяснялось исключительно корыстными мотивами. В том-то и дело, что они любили своего Левушку, но тем не менее расставались с ним – или он с ними, – кто теперь точно скажет?

Сам Лев Никитич на сцене не появляется, но из слов актрис мы узнаем о нем так много, что можем считать себя лично с ним знакомыми. Представляем, как он выглядит, что любит, к чему стремится и что говорит.

Актрисы, которых он любил и которые ему отвечали взаимностью, совершенно разные по своему воспитанию, характеру, амплуа, темпераменту, манерам. Старшая из них Нина Владимировна Гаранина (Агнесса Петерсон) самоотверженно любила Левушку всю жизнь, ездила за ним из города в город, радовалась каждой удаче, переживала провалы, но так и не согласилась стать его официальной женой. Полная ее противоположность – Вера Рудакова (Ольга Чиповская), которую Лев Никитич когда-то увидел в самодеятельности и пригласил в профессиональный театр. Настоящая бой-баба. Это о таких, как она, наверное, когда-то сказал Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Евгения Щипалина (Вера Новикова) кажется актрисой на роли травести, готовящаяся к переходу на роли лирических героинь. Проводница (Ирина Калистратова) сыграна так достоверно, будто эта женщина оказалась на сцене совершенно случайно, а вообще-то всю жизнь посвятила работе на железнодорожном транспорте. Виктория Донцова (Екатерина Симонова) – последняя жена худрука. И хотя для Симоновой это дебют, она не теряется на фоне своих более опытных партнеров и пытается доказать, что ее героиню не случайно зовут Виктория. Любит ли она по-настоящему мужа или надеется с его помощью устроить свою карьеру, этот щепетильный вопрос автор и театр оставляют открытым.

«Прощальные гастроли» стали приятным сюрпризом к открытию юбилейного, 90-го сезона Театра имени Вахтангова. Спектакль еще раз подтвердил потенциальные возможности одной из лучших столичных трупп. А впереди еще специальное представление «Пристань», задуманное как подарок театра себе самому и, конечно, всем, кто любит вахтанговцев.

#Новости #Культура #Борис ПОЮРОВСКИЙ
Подпишитесь