Posted 19 сентября 2011, 20:00
Published 19 сентября 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:12
Updated 8 марта, 06:12
Самолет Ту-134 c бортовым номером RA-65691авиакомпании «Русэйр» потерпел крушение поздно вечером 20 июня в Прионежском районе Карелии, на 16-м километре автотрассы Петрозаводск–Суоярви, проходящей неподалеку от взлетно-посадочной полосы аэропорта в поселке Бесовец. Не долетев до ВПП около 700 метров, машина, отклонившись в сторону от оси захода, рухнула на дорогу. От удара фюзеляж получил повреждения, на борту вспыхнул пожар, затем прогремел взрыв. Из 47 погибших 44, напомним, скончались непосредственно при крушении лайнера, а жизни троих из восьми пострадавших оборвались уже позже, в больницах.
Вчера комиссия МАК, в состав которой входили представители Росавиации, объявила о завершении расследования. «Причиной катастрофы самолета при выполнении захода на посадку в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома ... явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете», – отмечается на сайте МАК.
«В отчете МАК совершенно не упоминается роль диспетчеров, – прокомментировал «НИ» выводы комиссии один из авторитетных российских экспертов по безопасности полетов. – На командном пункте аэродрома есть несколько диспетчеров: диспетчер подхода, который видит воздушную обстановку на большой высоте, диспетчер снижения, разрешающий снижение и вход в глиссаду, и, наконец, диспетчер посадки. В данном случае диспетчер посадки не оценил плохую и все ухудшающуюся погоду на заходе». Эксперты МАК между тем выделили «не оправдавшийся прогноз погоды» по высоте нижней границы облаков, видимости и туману не в качестве причины катастрофы, а лишь как «способствующий» крушению фактор. Комиссия по расследованию, в частности, признала, что данные о фактических погодных условиях на аэродроме Петрозаводска, переданные экипажу за 30 и 10 минут до посадки, не соответствовали действительности.
Другим способствующим крушению фактором, констатируют в МАКе, стало «неиспользование экипажем показаний АРК (автоматический радиокомпас. – «НИ») и других приборов для комплексного контроля положения воздушного судна на предпосадочной прямой». Еще одним – «неудовлетворительное взаимодействие в экипаже ... при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира воздушного судна штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления воздушным судном на конечном этапе аварийного полета». «Выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения» члены комиссии МАК обозначили как отдельный способствующий трагедии фактор. «Я пролетал штурманом 26 лет, и знаю, что, когда штурман открывает рот, командир сразу его успокаивает», – отмечает эксперт «НИ» по безопасности полетов.
«В этой связи нелишним будет упомянуть, что в составе комиссий МАК уже давно нет штурманов, – уточняет «НИ» независимый расследователь авиационных происшествий. – В вывод о нетрезвости штурмана я не верю. Почему тогда спецы МАК не сообщили об алкогольном опьянении штурмана раньше? Заявили же они не позже, чем через месяц, о наличии алкоголя в крови Родиона Медведева – командира Boeing-737, разбившегося в Перми!» (Boeing-737–500 компании «Аэрофлот-Норд» потерпел крушение в Перми 14 сентября 2008 года. Жертвами катастрофы стали 88 человек – 82 пассажира и шесть членов экипажа. – «НИ»).
Наш собеседник отметил, что «экипаж Ту-134 был уставшим, поскольку совершал утренний рейс, и на них навесили еще и ночной». Действительно, рейс в Петрозаводск должен был выполнять лайнер другого перевозчика – «Руслайна». Однако их самолет Bombardier CRG 200 не подходил из-за слишком большого пассажиропотока, и было решено, что вылетит Ту-134 компании «Русэйр».
Эксперт «НИ» по безопасности полетов также обращает внимание на то, что выводы комиссии МАК «выданы как раз тогда, когда общественность вовсю обсуждает другое, недавнее крушение Як-42 в Ярославле». «Возможно, предполагает он, – это сделано для того, чтобы результаты расследования петрозаводской катастрофы вызвали как можно меньше вопросов».