Posted 14 сентября 2011, 20:00
Published 14 сентября 2011, 20:00
Modified 8 марта, 06:14
Updated 8 марта, 06:14
В первый день, закрытый для прессы, делегаты планировали в режиме совещания согласовать списки и предвыборную программу, а на следующий день – торжественно представить их на суд общественности. Тем не менее съезд пошел не по намеченному сценарию. Все началось с того, что на него не приехал лидер «Правого дела» Михаил Прохоров. «Планировалось утрясать списки кандидатов в Госдуму, а там есть ряд вопросов, которые приобрели некую скандальность – вроде фигуры Евгения Ройзмана. Но для нас полной неожиданностью стало отсутствие на съезде лидера партии», – рассказал «НИ» член федерального политсовета правых Борис Надеждин. Между тем официальный представитель г-на Прохорова заявил, что его участие в первом дне работы партийного форума и не планировалось.
Несмотря на отсутствие лидера, съезд попытался работать: как и полагается по уставу, были сформированы мандатная и счетная комиссии, распределены различные технические полномочия. Другое дело – к чему это все приведет. Представители Михаила Прохорова утверждают, что его противники получили большинство мандатов и могут в четверг проголосовать за его снятие с поста руководителя партии. В то же время Борис Надеждин заверил, что никаких делегатов, не имеющих отношения к партии, зарегистрировано не было, и выразил уверенность, что г-н Прохоров сохранит свою позиции и возглавит партийный список на предстоящих выборах в Госдуму. «Я не знаю ни одного делегата съезда, который хотел бы сместить Прохорова. Проблема не в том, что его кто-то хочет сместить, а в том, что он что-то для себя не решил», – отметил г-н Надеждин.
Слухи о том, что лидеру «Правого дела» придется уйти с поста, появились еще во вторник вечером. Некие источники в партии утверждали, что в Кремле недовольны предвыборной стратегией г-на Прохорова. В частности, тем, что в партийной деятельности принимает участи уральский общественный деятель Евгений Ройзман. Прохоров же заявил, что не откажется от Ройзмана, чего бы ему это ни стоило. «Как только появилась эта история, я позвонил Прохорову и задал вопрос: «Что, собственно, происходит?» Ответ был следующий: «Не волнуйся, все идет по плану», на этом я и успокоился», – рассказал Борис Надеждин.
По мнению бывшего сопредседателя «Правого дела» Леонида Гозмана, отставка г-на Прохорова вполне вероятна – очень многие внутри партии им недовольны. «Проблема не в том, что он слишком радикально решил обновить партию, а ровно наоборот, – сообщил «НИ» политик. – Мне кажется, он ее недостаточно обновил, сохранил зависимость от внешних сил и при этом проводил странную кадровую политику. Многие очень достойные люди, годами доказывавшие свою способность приносить голоса и работать на благо партии, оказались оттеснены от избирательного процесса и были заменены либо неизвестными, либо далекими от либеральных взглядов людьми».
Ситуация в течение дня накалялась так сильно, что лидеру «Правого дела» лично пришлось вносить в нее ясность. На брифинге, устроенном в его рабочем кабинете в здании группы «Онэксим» на Тверском бульваре, г-н Прохоров сразу же заявил журналистам: «Вы, наверно, думаете, что сейчас я объявлю о собственном уходе? Так вот, не дождетесь!» По его словам, в среду на съезде произошла попытка рейдерского захвата партии, а не ее раскола. Михаил Прохоров утверждает: 21 делегат, которых не было в списках, зарегистрировались на съезде, не имея на то полномочий. «Есть попытка ряда сотрудников администрации президента взять под контроль партию «Правое дело», – заявил он. По его версии, за этим стоит «лично сотрудник администрации президента Радий Хабиров». «И у партии есть документы, доказывающие это», – подчеркнул Прохоров. Он признался, что происходящее напоминает ему «рейдерские захваты 90-х годов» и это стало для него неожиданностью. Ответной мерой с его стороны стало прекращение действий существующего исполкома партии во главе с Андреем Дунаевым и исключение из ее рядов Андрея Богданова и братьев Рявкиных «за нанесение политического ущерба партии». На съезде, который сегодня продолжит работу, г-н Прохоров обещал разобраться с ситуацией лично.