Posted 14 сентября 2011, 03:19
Published 14 сентября 2011, 03:19
Modified 8 марта, 06:15
Updated 8 марта, 06:15
Авиакатастрофа 7 сентября, унесшая жизни 44 человек, в том числе целой хоккейной команды «Локомотив», стала следствием человеческого фактора. Пилоты просто забыли отключить ручник – стояночный тормоз, и это не позволило самолету как следует разогнаться в пределах взлетной полосы и вовремя набрать высоту. О таком выводе комиссии по расследованию катастрофы пишет «Московский комсомолец», опираясь на информацию из собственного «источника в авиапроме, близкого к расследованию».
Ручной тормоз Як-24 аналогичен подобному устройству в автомобиле. Примерно также он позволяет тронуться с места, но не дает разогнаться. И уж точно на ручнике невозможно поднять самолет в воздух, так как для этого судно должно набрать взлетную скорость.
Стояночный тормоз должен отключать командир экипажа. Расшифровка речевого самописца показала, что непосредственно перед взлетом Андрей Соломенцев, командир Як-42, сообщил о плохом самочувствии и приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя. Возможно, это усугубило ситуацию: в момент передачи управления о ручнике забыли. На панели приборов должен был гореть предупреждающий световой сигнал, но звуковым он не дублируется.
Дальше события могли развиваться следующим образом: самолет начали разгонять, заметили ошибку, отключили стояночный тормоз и решили, что оставшейся части взлетной полосы хватит для поднятия судна в воздух (длина взлетной полосы аэропорта Туношна равна 1,5 км, а для взлета Як-42 достаточно 800 м). Но в этом пилоты просчитались: борт взлетал уже с грунта и не успел набрать высоту – зацепился за мачту маяка.
Официальное заключение о причинах катастрофы может быть готово уже сегодня. Возможно, факт ошибки пилотов не будет внесен в него, ведь сам экипаж тоже стал жертвой катастрофы. Председатель МАК (Межгосударственного авиационного комитета) Татьяна Анодина доложила Путину, что самолет был полностью исправен и даже «разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено». Перед взлетом были проверены все каналы управления самолетом, самолет не перегружали, метеоусловия были нормальными.
Эксперт, к которому обратились журналисты МК, летчик-испытатель Сергей Кнышов считает, что данная версия, хоть и ошеломительная, вполне может быть правдивой: «В это верится с трудом. Это тоже самое, что ехать на автомобиле с ручным тормозом. Такое вообще возможно? Если пилот видит, что не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать... Впрочем, если командиру стало плохо во время полета, и на руководящих правах остался второй пилот... Я и раньше высказывал опасения по поводу такой ситуации - раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции. Сейчас же, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот — это практически ноль. Хочется верить, что к членам экипажа Як-42 это не относится».
Кнышов считает, что сейчас наши пилоты оказались в очень тяжелых условиях: командир не может положиться на второго пилота из-за плохого уровня подготовки последнего. Поэтому болеть он не имеет права, «так что если ему внезапно станет плохо, это равносильно самоубийству. Потому что российские пилоты не имеют права болеть. Вообще. Это за границей он три раза в месяц имеет право без объяснения причин отказаться от полета. А у нас разговор короткий - пей таблетки и вперед - за штурвал».
Летчик также считает, что в России очень слабая законодательная сфера, регулирующая деятельность пилотов. Возможно, причины многих авиакатастроф надо искать именно в этом.
Напомним, что самолет ЯК-42 разбился 7 сентября вблизи аэропорта Туношна Ярославля. Крушение произошло практически сразу после взлета. Судно развалилось на части, а при столкновении с землей загорелось. В результате погибли все пассажиры и почти весь экипаж. Единственным выжившим стал борт-инженер Сизов, он идет на поправку. Всего катастрофа унесла 44 жизни. На самолете на матч в Минск летел основной состав ХК «Локомотив».
В.